Парламентская процедура
Созывы по парламентам – это срок полномочий (фактический или номинальный) определенного представительного органа власти.
В некоторых странах нумерация парламентских созывов ведется с момента учреждения парламента.
Для правильной оценки парламентской деятельности огромное значение играют парламентские процедуры, которые проходят в разных направлениях:
- на общих и раздельных заседаниях палат;
- путем организации деятельности постоянных комиссий (комитетов);
- работы депутатов через органы, образованные при парламенте, в избирательных округах и др.
Изначально под термином «сессия» подразумевался период, на протяжении которого парламент может проводить заседание.
Существует две разновидности работы парламентов: сессионная работа – возникла во времена установления конституционных монархий; монархи возглавляли исполнительную власть, они старались ограничить сроки работы парламентов для того, чтобы временно освободиться от контроля парламента и получить возможность самостоятельного законотворчества; постоянная работа (система «постоянно действующего парламента») – парламент может заседать на протяжении неограниченного периода времени; легислатура – срок, на который избирается тот или иной парламент (Словакия, Македония и др.).
В некоторых странах система постоянно функционирующего парламента объединяется с практикой проведения годовых сессий (Финляндия, Португалия).
Организацию сессий, порядок принятия решений, проведения заседаний и голосования, процедуры осуществления парламентских полномочий и функций, поддержания порядка во время заседаний регулируют конституции и конституционные акты, регламенты. Приоритетное значение имеет регулирование порядка созыва сессий, роспуска парламента.
Процедуры реализации законопроектов
Процедуры реализации законопроектов тесно связаны с внутренней структурой представительных органов. В двухпалатных парламентах, где палаты обладают равными правами, закон может быть внесен в каждую из палат. Такая практика существует в законодательных органах Бельгии, Австрии, Италии, Швейцарии, США, Японии. В странах, где палаты парламентов неравноправные, законодательный процесс начинается в нижних палатах и касается, прежде всего, законопроектов, принадлежащих бюджетной сфере.
Работа над законопроектом в палате начинается с его принятия к рассмотрению. Разработанный законопроект передается для регистрации в палату. После этого управляющий орган палаты вносит законопроект в порядок дня и распространяет его среди депутатов.
Стадии рассмотрения законопроекта:
- Первое чтение. Дебаты относительно законопроекта не проводятся, его доля зависит от управляющего органа палаты и может быть решена при голосовании на повестке дня.
- Второе чтение. Предусматривает обсуждение законопроекта. В зависимости от регламента дебаты могут проводиться перед (Великобритания, Германия) рассмотрением законопроекта в постоянной парламентской комиссии или после (Франция, Италия, США). Если законопроект подается в комитет после общих дебатов, то она действует согласно с концептуальной линией палаты, а если перед обсуждением, то сама комиссия определяет содержание этого законопроекта.
Принятый палатами или однопалатным парламентом законопроект должен получить одобрение главы государства, чтобы стать законом.
Международная практика созывов по парламентам
Сессии могут быть очередные и чрезвычайные.
Созвать очередные сессии парламентов можно несколькими способами:
- парламент заседает в любое время, для их созыва не требуется отдельного акта главы государства (Италия, ФРГ и т.д.);
- для созыва парламента нужен акт главы государства (Япония, Индия, Великобритания, Австрия);
- нормативно-правовая форма созыва сессий – сроки работы сессий определяются конституцией (Бразилия).
На протяжении года количество сессий парламента в разных странах неодинаково: Япония, США – одна сессия, Франция, Испания – две, Индия – три или четыре. Сессии не могут продолжаться на протяжении всего года. Существуют летние парламентские каникулы и официальные праздники.
В ряде государств конституции и регламенты предполагают процедуру роспуска палат и парламентов. Такой институт работает во многих республиканских и монархических государств, исключение составляют президентские страны.
Распустить парламент (палаты) имеет право глава государства, осуществляющий это после консультаций с главой палаты и премьер-министром.
Основные правовые основания для роспуска парламента:
- невозможность сформировать правительство;
- неодобрение правительственной программы (Литва);
- многоразовое и повторное высказывание на протяжении некоторого периода времени вотума недоверия правительству (Венгрия, Россия);
- непринятие бюджета, предложенного правительством в установленный срок (Польша и Эстония).
В Австрии работает институт как роспуска парламента, так и его самороспуска.
Пленарные заседания
В законодательных актах зарубежных стран огромное внимание уделяется вопросам, которые связаны с процедурой пленарных заседаний палат. Пленарные заседания – это сборы членов палат, проведенные в установленном порядке, который позволяет принять постановления. Заседания парламента главным образом открытые и широко освещаются средствами массовой информации. Для проведения закрытых заседаний принимается особое постановление палаты, в отдельных государствах – спикера палаты.
При проведении пленарных заседаний большое значение имеет количество присутствующих депутатов (кворум). Кворум – это количество членов собрания, которое позволяет считать его правомочным принимать решения и вести дела. Если не существует каких-либо специальных постановлений, кворумом любого собрания является абсолютное большинство его членов (от 50%). Это закреплено на конституционном уровне в Италии, Испании, США. Иногда кворум для заседаний может быть меньше: 1/10 от Народной палаты (Индия); 1/3 (Япония); 40 (из 651) членов Палаты Общин (Великобритания).
Для принятия самых важных постановлений (конституционных, финансовых и органических законов, при лишении депутатских мандатов, ратификации межгосударственных договоров и т.д.) необходимо применение принципа квалифицированного большинства.