Сущность понятия «арбитражный процесс»
Арбитражный процесс - это вид правовой деятельности, регламентируемый правилами арбитражного процессуального права, система последовательных процессуальных действий, осуществляемых арбитражным судом и другими субъектами в связи с рассмотрением и урегулированием конкретного дела.
Именно из этого определения возникают следующие характеристики арбитражного процесса:
- одним из его субъектов обязательно является арбитражный суд;
- действия, осуществляемые судом и участниками процесса, являются законными, арбитражными;
- предметом арбитражного разбирательства являются дела, подлежащие рассмотрению в арбитражных судах.
Процедуры, проводимые участниками арбитражного разбирательства, формируют этапы арбитражного разбирательства в зависимости от цели разбирательства и содержания арбитражного разбирательства.
Арбитражная процессуальная форма – предусмотренный нормами арбитражного процессуального права порядок возбуждения процесса, подготовки дела к разбирательству, рассмотрения и разрешения дела, обжалования и пересмотра актов суда, а также исполнения решений арбитражного суда.
Таким образом, арбитражный процесс – это комплекс действий процессуального характера по конкретному делу, объединенных единой процессуальной целью.
Арбитражная процедура состоит из 6 этапов:
- Разбирательство в Арбитражном суде первой инстанции.
- Разбирательство в Апелляционном суде.
- Разбирательство в Кассационном суде.
- Производство в порядке надзора.
- Пересмотр правовых актов Арбитражного суда, вступивших в силу при новых обстоятельствах.
- Исполнение судебных документов.
В свою очередь, каждый этап арбитражного процесса делится на три стадии: начало производства, подготовка дела к рассмотрению и разрешение производства.
Проблемы арбитражного процесса РФ
В качестве одной из проблем можно рассматривать вопрос представительства сторон в арбитраже. Данная проблема затрагивает статью 59 действующей редакции АПК РФ.
Особенность правил частей 4 и 5 ст. 59 АПК заключается в том, что они предназначены затрагивают только представление интересов организации (а не индивидуальных предпринимателей) в арбитражном разбирательстве.
Положения этой статьи вызвали нарекания и активно обсуждались на этапе рассмотрения проекта АПК РФ в Государственной Думе Федерального собрания РФ. В рамках обсуждения была выражена идея, что только аккредитованные юристы могут быть представителями арбитражного суда.
По мнению большинства специалистов введение аккредитации принесет немало преимуществ:
- во-первых, суду всегда проще работать с аккредитованным адвокатом, поскольку выдача аккредитации подразумевает соблюдение заявителем ряда требований;
- во-вторых (и это главное), сторона, обращающаяся к аккредитованному адвокату, будет уверена, что это действительно квалифицированный профессионал в области судебного разбирательства.
Ведь не все квалифицированные юристы, даже имеющие профессорское звание, способны грамотно и правильно вести дело в суде, ведь нужно знать тонкости процесса.
Иногда клиенты попадают в сложную ситуацию, полагаясь на рекламу-компания часто не проявляет себя наилучшим образом во время процесса и теряет беспроигрышный бизнес. Клиент, обращаясь к аккредитованному адвокату, застрахован от подобных неожиданностей. Профессионал, получивший аккредитацию, всегда будет вести бизнес качественно и высокопрофессионально.
Однако, другая группа специалистов придерживается мнения, что выдача аккредитации излишне зависит от суда. Однако, такую проблему при желании можно решить - можно продумать объективные условия аккредитации, прописать в законе четкие требования, соблюдение которых обеспечило бы ее безусловное получение. Процесс аккредитации не просто возможен, но должен быть максимально транспарентным и объективным.
В целом реформа закона об арбитраже, а вместе с ней и реформа судопроизводства, идет по пути устранения чрезмерного государственного контроля за экономической сферой общества. Арбитражные процедуры были довольно хорошо приняты в соответствии с правовой технологией, но не без недостатков. Положения статьи 59 действующей редакции АПК РФ об ограничении представительства организаций должны быть упрощены путем принятия соответствующих поправок к Кодексу, это соответствовало бы принципу экономической свободы и соответствовало бы мнению законодателя в Гражданско-процессуальном кодексе.
Принятие новых редакций АПК РФ неизбежно спровоцировало дискуссию о целесообразности Института арбитража. Этот институт, который является новым для арбитража, встретил довольно осторожную реакцию со стороны юристов и профессионалов. Однако невозможно заранее сказать, плох или хорош данный институт для арбитражных судов. Здесь во многом решающее значение будет иметь судебная практика в делах с участием арбитров.
На сегодняшний день можно говорить о том, что процессуальная часть судебной реформы прошла достаточно успешно. Несмотря на жаркое обсуждение при принятии отдельных процессуальных кодексов, они все же были приняты. Теперь юриспруденция и мнение практикующих юристов нуждаются в уточнении некоторых норм, которые допускают широкое толкование или создают определенные ограничения для сотрудников правоохранительных органов.