Происхождение мусульманской правовой системы
Мусульманское право возникло в качестве части шариата, то есть системы предписаний тех, кто верует в Аллаха. Это направление исламской религии.
История данного права берет свое развитие с 570 гг. Она основывается на правилах поведения, которые берут свое начало из норм верующих мусульман. Данные нормы сформировались в ходе публичных проповедей. Другой часть данных норм сложилась по результатам жизнедеятельности, поведения лиц, в том числе и имевших непосредственное отношение к религии. В последующем все указанные нормы нашли отражение в рамках первичных источников в мусульманской религии права. Однако данных норм было мало для системного регулирования правоотношений в государстве.
К началу X века мусульманское право стали определять, как право юридическое, так как было был создан такой источник, как Коран, регламентирующий отдельные нормы в сфере жизнедеятельности, а также восполнявший правовые пробелы в различных сферах.
К концу X века мусульманское право канонизировалось, на первое место вышли традиции, которые рассматривались в качестве правовых норм. Именно ими должно было руководствоваться население. К XIII веку мусульманское право утратило свою целостность, в результате чего наметился раскол. Он был обусловлен существованием различных юридических школ в государстве, а также специфической правовой политикой.
В некотором роде данное право стала похоже на романо-германское в период кодификации. В дальнейшем мусульманская правовая доктрина развивалась крайне непоследовательно, в рамках того или иного движения. В последующем были созданы нормы-принципы, которые придали мусульманскому праву целостность, логичность, а также повысили его потенциал в сфере регулирования правовых отношений.
В девятнадцатом веке началась новая ступень развития мусульманского права. Законодательство выступало как самостоятельный источник нормативного регулирования правоотношений, что привело к постепенному вытеснению юридической доктрины.
Во второй половине XIX века наблюдается активное заимствование Европейского права, существующего в отдельных арабских странах, например, в Турции. В некоторых странах мусульманское право сохранилось в сфере социальных отношений, например, в Алжире, Египте, Сирии и иных государствах. В таких странах, Как Иран, Ливия, Судан, мусульманское право выступает в качестве традиционного и основного, заменяя отрасли права. Наблюдается возврат к традиционным ценностям, что влекло расширение предмета мусульманского права.
Особенности мусульманского права
Мусульманское право обладает особой спецификой, которая выражается в следующих специфических чертах:
- системы своеобразия;
- неповторимость источников;
- структура;
- термины;
- конструкции;
- понятия норм.
Европейские юристы трактуют данное понятие с точки зрения исторического описания, то есть в качестве правил, адресованных мусульманской общине Аллахом. Данные правила, основанные на логике, а на догмах и вере. Поэтому они не подлежат изменению его, отмене, поправкам, данное право является абсолютным и бесспорным, оно должно исполняться. Мусульманские правовые нормы обладают сверхсоциальной, догматической природой, выделялись новые способы адаптации к существующим общественным отношениям. Здесь, также, как и других странах, действуют судьи, в задачи которых входит справедливое решение по конкретному делу. При этом задача правоприменителей заключается в том, чтобы, не нарушая норм права, уйти различных юридических уловок и приемов, добиться необходимого результата.
Содержание данных норм права также существенно отличаются от европейских. В частности, они не разделяются на управомочивающие и запрещающие. В их основе лежат обязанности, долг совершать какие-либо поступки, что обусловлено религией.
Источники мусульманского права
Существуют различные источники мусульманского права. В качестве первого и важнейшего из них выступает Коран, который является священной книгой мусульман. Внешние он представлен книгой стихов, которая содержит 114 глав, свыше 4 тысяч стихотворных фрагментов. Данный источник является достаточно древним.
Данный источник затрагивает не только правоотношения в данной сфере, однако регламентирует далеко не все сферы общественных отношений. Основным моментом данного источника является многоплановое содержание и незначительный объем прав и свобод человека и гражданина. Поэтому для мусульман данный документ является по сути Конституцией государства или кодексом.
Следующим источником является пятикнижие (талмуд). Данный источник содержит общие положения, во многом он похож на Коран, имеет с ним тесную связь. В частности, он содержит положение о необходимости правомерного поведения, а также о его модели. В данном сборнике представлены прежде всего конкретные случаи, казусы, которые возникают в жизни.
В качестве третьего источника выделяется иджмп. В своей группе он содержат решения авторитетных юристов и плана. Так, например, по мнению Мухаммеда мусульманская община не может ошибаться.
Не самую значительную роль в правовом регулировании играли обычаи, такую же роль они играют и на сегодняшний день. Исламский юристы не относят их к праву, не рассматривая его в качестве источника права. Правоотношения, который не обеспечиваются юридически, могут регулироваться отдельными обычными.
Структура мусульманского права
В данной сфере права выделяются правонарушения, так же, как и в иных сферах права. Они именуются поступками. Закрепляются различные правонарушения, которые могут иметь место в семейной сфере, наследственной, в сфере деликтного правоотношения.
Выделяют несколько категорий поступков:
- порицаемые;
- запрещенные;
- обязательные;
- рекомендуемые;
- разрешаемые.
Таким образом, мусульманское право имеет широкое распространение в Восточных странах.