Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Розыскная деятельность следователя

Понятие розыскной деятельности следователя

Оперативно-розыскная деятельность – это вид государственной деятельности, осуществляемый в гласной или негласной форме органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для обеспечения безопасности личности, общества и государства, а равно для защиты прав и свобод граждан и организаций, жизни и здоровья физических лиц, целостности собственности субъектов правоотношений.

Раскрывается оперативно-розыскная деятельность более подробно в норме ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ведь в ней указано, что такой вид государственной деятельности реализуется:

  • для выявления, предупреждения и пресечения преступных посягательств;
  • для выявления и установления лиц, которые собираются совершить преступление, находятся на этапе его исполнения или же совершили преступное посягательство;
  • для обеспечения раскрытия преступления;
  • для осуществления розыска скрывающихся от следствия, дознания, суда и органов исполнения наказания лиц;
  • для осуществления розыска без вести пропавших граждан;
  • для формирования доказательственной базы в целях ее последующего использования в расследовании преступления;
  • для формирования доказательственной и иной оперативной базы о событиях и деяниях, создающих реальную или потенциальную угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности государства;
  • для установления имущества в рамках уголовного процесса и (или) исполнения наказания (к примеру, для обеспечения исполнения приговора суда).

На сегодняшний день оперативно-розыскная деятельность реализуется через совокупность оперативно-розыскных мероприятий, которые закреплены в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» исчерпывающим образом. Так, к данной совокупности мероприятий относятся: опрос; наблюдение; проверочная закупка и контролируемая поставка; наведение справок; исследование предметов, а также документов; сбор образцов для сравнительного исследования; отождествление личности; снятие информации с технических каналов связи, в частности, получение компьютерной информации и прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений; контроль телеграфных и иных сообщений; оперативное внедрение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; оперативный эксперимент.

Таким образом, в действующем законодательстве предусмотрено всего 15 индивидуальных мероприятий, которые могут быть реализованы в ходе оперативно-розыскной деятельности, при этом, согласно норме ст.6, перечень указанных мероприятий может быть изменен или дополнен никак иначе, кроме как внесения изменений в данный Федеральный закон, что исключает возможность разработки в качестве дополнительных оперативно-розыскных мероприятий отдельным оперативными подразделениями в рамках их правотворческих полномочий. А потому, в соответствии со ст.4 анализируемого акта, оперативные органы могут лишь издавать и принимать нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

«Розыскная деятельность следователя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важно учитывать, что как оперативно-розыскные мероприятия в частности, так и оперативно-розыскная деятельность в целом должна осуществляться исключительно в процессуальных рамках, установленных данным профильным законом и Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации. Выделим основные и наиболее важные принципы, а также иные правовые основы, в рамках которых должна проводится оперативно-розыскная деятельность:

  • не допускается осуществление иных видов оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • данный вид деятельности должен основываться на конституционных принципах законности, а также уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека;
  • оперативно-розыскные мероприятия основываются на принципе конспирации, а реализуются в сочетании гласных и негласных методов;
  • не допускается использование негласных средств, способов и методов оперативно-розыскной деятельности, если это нарушает законные права, свободы и интересы лиц, участвующих в данном процессе;
  • не допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, если не возбуждено уголовное дело или же отсутствуют признаки готовящегося, совершаемого или уже совершенного преступного акта, а равно отсутствуют данные о событиях или деяниях, которые могут создать угрозу национальной безопасности государства (военной, экономической, экологической или иной отрасли);
  • оперативно-розыскные мероприятия могут быть проведены, а результаты таких мероприятий использованы в качестве доказательственной базы по делу исключительно для решения задач, которые закреплены в ст.2 профильного закона об оперативно-розыскной деятельности;
  • полученные в рамках оперативно-розыскных мероприятий доказательства, данные и иные сведения должны быть закреплены посредством проведения следственных и судебных действий при их передаче органам предварительного следствия и дознания.

Обобщая и говоря иными словами, в последующем запрещается использование в процессе доказывания по уголовному делу результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом

Специфика розыскной деятельности следователя

Сложность задачи по поиску скрывшегося лица обусловлена временным компонентом и территорией поиска, множественностью поступающей информации сотрудниками ОВД, а также другими специфическими факторами, которые обязывают следователя и других лиц, участвующих в розыске, изобретательно применять богатый арсенал приемов, средств и методов, разработанных как оперативно-розыскной деятельностью, так и другими науками. Говоря о взаимодействии следователя и сотрудника оперативного подразделения, стоит отметить, что их совместное осуществление мероприятий по розыску лица играет немаловажную роль в розыскной работе ОВД.

Поскольку следователь и сотрудники оперативных подразделений, взаимосвязаны совместными целями и задачами, то они должны действовать на основе общей совместно разработанной программы, относящейся ко всему процессу розыска либо к его относительно локализованному этапу. Общая программа розыска может быть разделена на подпрограммы, в том числе соотносимые со спецификой деятельности выполняющих их участников общей программы, а также в соответствии с характером сложившейся ситуации расследования.

В процессе и в результате разграничения конкретных задач и функций между участниками согласованной групповой деятельности, в конечном итоге установятся определенные правила и пределы их взаимодействия, их взаимозависимость. Здесь уместно заметить, что сотрудничество по розыску подозреваемых и обвиняемых должно строиться на основополагающих принципах.

Дата написания статьи: 22.02.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot