Развитие прав человека в эпоху Древнего мира
Права человека — это многообразное и сложное общественное явление, которое прошло в своем развитии несколько последовательно сменявших друг друга этапов.
Права человека в большей или меньшей степени были присущи всем общественно-экономическим формациям. История прав человека — это история очеловечивания индивидов, история прогрессивного расширения правового признания. Предыстория прав человека связана с самоопределением человека через его принадлежность к роду, с правилами поведения в этом обществе. Данные правила отображали целесообразные и устойчивые привычки людей. Правила первобытного общества в научной литературе называют «мононормами», то есть нормами, которые не могут быть классифицированы, дифференцированы как нормы, морали, религии и обычного права.
Для Древнего мира характерно действие норм, наделявших человека правами в зависимости от их социального статуса. В соответствии с социальным статусом субъектами права могли выступать только лично свободные члены сообщества. Рабы рассматривались не как субъекты права, а как объекты правового воздействия, «говорящие орудия».
Полноправными субъектами могли быть только граждане полиса. Иностранцы выступали в качестве субъектов права с ограниченной дееспособностью, полностью лишенных политических прав.
Первые суждения о правах человека восходят к временам античности. В Риме и Греции впервые появились идеи, что полноценное существование человека, расцвет общества не могут состояться в условиях произвола и насилия. Поиски основ права и закона в природе человека и общества продолжил Софокл. Многие исследователи считают, что истинный первоисточник прав человека находится в трудах этого автора.
В развитие прав человека значительный вклад внесли:
Софисты. Осуществили поворот от объективно-божественного понимания явлений бытия и права к субъективно-человеческому. Основополагающий принцип софистов сформулировал Протагор, указавший, что человек является мерой всех вещей. Аристотель большое внимание уделял справедливости, как принципу естественного права человека, выделяя две ее разновидности: справедливость распределяющая и справедливость уравнивающая.
Стоики. Развивали фаталистическую концепцию естественного права. Зенон указывал, что естественный закон является божественным, обладает силой, позволяющей осуществлять правильное и запрещать неверное. Естественным законом является судьба. Такой закон обладает божественный смысл и характер.
Источники прав человека в Древнем мире — традиции и обычаи, на основе которых формируется обычное право (общинное самоуправление, военная демократия), как зачаточная форма естественного права. Полисная демократия породила первые явления, названные «правами человека». Первая юридическая форма прав человека — неотъемлемые права гражданина античного полиса.
В Древней Греции гражданином-обладателем прав является исключительно человек, рожденный от гражданки и гражданина Афин. Такой гражданин наделялся политическими правами, имел право после достижения 20 лет участвовать в законотворчестве Народного собрания. Афинянин участвовал в обсуждении вопросов, касающихся проблем внешней и внутренней политики.
Развитие прав человека в Средневековье
В Средние века воззрения на государство и право, на права человека были тесно связаны с христианством. Социальная психология, общественное сознание, впитавшие идеи христианства, оказались единственным средством идеологического противодействия господствующей системе угнетения.
В позднем христианстве наблюдаются изменения ранних идей противостояния власти государства. Постепенно христианство трансформировалось в политическую идеологию и политически беспринципную религию. Представители христианства стали тесно сотрудничать с властью, содействуя ей и одновременно завоевывая авторитет и саму власть. Представления о правах человека в X-XI вв. основываются на идее правовой справедливости. Наблюдается превосходство естественно-правовых начал над позитивным, государственным правом, в целом над государством.
Большой вклад в развитие модели прав человека, политико-правового мышления внес Фома Аквинский, который утверждал, что основная и конечная цель любого государства — обеспечение общего блага, наилучших условий для достойной и разумной жизни граждан. Фома Аквинский указывал на право каждого человека и всего народа на свержение тиранического правления и установление «политической монархии».
Мыслитель считал, что естественный закон предписывает людям стремиться к продолжению своего рода, к самосохранению, стремиться искать истинного Бога и Истину, уважать достоинство любого человека. Этти взгляды внесли большой вклад в концепцию естественных неотчуждаемых прав человека.
Вклад отдельных мыслителей Средневековья в становление современной теории прав человека:
- Мартин Лютер — политико-правовые воззрения противоречивого характера, ученый выступал одновременно и реформатором, и консерватором. Идеи Лютера содействовали утверждению княжеского абсолютизма. Лютер считал, что неравенство людей — естественный процесс, так как одни люди должны править, а другие — подчиняться. Идея прав человека должного отражения в учении Лютера не нашла, хотя и содержала отдельные ее элементы.
- Жан Кальвин — виднейший деятель и идеолог эпохи Реформации. Отдает предпочтение аристократической форме государственного правления. Ученый считает, что аристократия предоставляет людям возможность сообща выбирать пасторов, правителей, должностных лиц и т.д., признает право человека осуществлять собственный политический выбор, но таким правом обладает исключительно аристократическая верхушка общества. В своих взглядах Кальвин больше придерживается республиканского правления, которое, по его мнению, является наиболее рациональным и оптимальным для государства.
Кальвинистское учение отличается религиозной нетерпимостью к любым иным установкам и воззрениям, что воплотилось в политической деятельности мыслителя в 1541-1564 гг.