Особенности политико-правовых взглядов софистов
Софистика — это древнегреческое философское течение, существовавшее с середины V века до первой половины VI века до н.э., абсолютизировавшее относительность знаний.
Выделяют два поколения софистов: старшее поколение — Горгий, Гиппий, Протагор и др.; младшее поколение — Фрасимах, Ликофрон, Калликл и др.
Софисты рассматривали вопросы:
- о государстве, его значении и роли в воспитании граждан в духе гражданских добродетелей;
- о божественных и писаных законах, их соотношении;
- о неравенстве людей по закону и равенстве по природе;
- о пользе мира и вреде вражды между эллинами;
- о понятиях справедливости;
- о политике, как сфере человеческой деятельности.
Одна из основных черт софистики — релятивизм. Софисты не видели грани между ложным и истинным, не признавали каких-либо объективных критериев. Софистам свойственен агностицизм, в основе которого лежит представление о том, что мир постичь невозможно. Софисты не были единодушными в своих взглядах, часто они рассматривали возникающие вопросы по-разному. Большинство вопросов, несущих политико-правовую и философскую направленность, приобрели в будущем наиболее актуальное значение.
Профессионализм софистов заключается прежде всего в педагогической практике воспитания достойного гражданина и государственного деятеля. Непосредственно занимались государственной деятельностью член афинской Тирании тридцати Критий, Горгий — участник Леонтийского посольства, Тисий и Коракс, принимавших активное участие в управлении полисом после установления демократии в Сиракузах.
Тисий и Коракс впервые составили правила и разработали теорию судебного красноречия, создали практику рассуждений, анализ речей защиты в суде, составили теоретические руководства.
Старшие софисты (Антифонт, Гиппий) разработали договорную теорию возникновения государства. Софисты в попытке объяснить сущность и происхождение права и закона указывали на «искусственность», условность, произвольность человеческих законов. Софисты пытались разрешить вопрос о значении положительных законов государства, как регулятора взаимоотношений между людьми. Отдельные софисты отдавали предпочтение естественному праву перед положительными законами. Потребность в праве изначально не заложена в человеке. Софисты пытались логически объяснить, почему люди вступают в государственное общение, что они при этом приобретают, а что теряют, став гражданами государства.
Политико-правовые идеи Горгия, Гиппия, Фрасимаха
Горгий выдвинул классическую триаду выражения агностицизма:
- ничто не существует;
- если что-либо существует, то человек познать это не может;
- если что-либо и можно познать, то другому это объяснить нельзя.
В триаде Горгия существует проблема коммуникации, то есть присутствует принцип несообщаемости знания иному (истина непередаваема и субъективна).
Гиппий противопоставляет «закон» «природе», выделяет представляет о естественном праве людей. Существуют писанные и неписанные законы. Писанные законы — это правила, написанные гражданами и указывающие, что должно делать, а от чего необходимо воздержаться. Неписанные законы должны соблюдаться одинаково в каждой стране. Законы создаются в виде общественного договора. Гиппий указывает, что писанные законы в разных странах могут отличаться друг от друга. Гиппий высоко оценивал цивилизационное состояние, в котором развиваются ремесла, искусства, науки. Софист полагал необходимым существование принципов международного права. В отношении принципов человеческих взаимоотношений, самым ценным состоянием людей Гиппий считал расположение к ним окружающих.
Гиппий отмечал некоторые антиобщественные поступки людей, за которые должно следовать наказание по закону (клевета, оскорбление, воровство и др.).
Гиппий считал, что:
- правопорядок в обществе является целесообразным, необходимым для регулирования между людьми отношений;
- введение закона уничтожило первобытную гипотетическую идиллию, согласно с которой люди жили согласно велениям природы;
- закон только отчасти гарантирует «естественные» права людей, этим определяется степень его полезности;
- иногда закон может принести вред, если его плохо установили, что заставляет человека действовать вопреки природе.
Гиппий считал, что изменения, вносимые законодателями, являются признаком несоответствия положительных законов природе. Вступая в договор, часть своих прав люди передают государству. От природы они являются близкими и «сородичами», но относятся друг к другу в зависимости от государственных установлений. Полнотой политических прав люди могут обладать только в том государстве, где их предки заключали договор. В иных государствах есть аналогичные, свои права и обязанности граждан.
Основной политический тезис Фрасимаха: справедливость — это то, что пригодно сильнейшему. Любая власть устанавливает законы в свою пользу: тирания — тиранические законы, демократия — демократические. Установив законы, власть объявляет их справедливыми для подвластных лиц. Преступающего закон карают, как нарушителя. Во всех государствах справедливым считается одно и то же, то, что пригодно существующей власти.
Фрасимах считал, что человека, совершающего ошибки, нельзя назвать правителем. Настоящий мастер никогда не ошибается, потому что ошибки совершают от недостатка мастерства и знаний. Настоящий правитель безошибочно устанавливает то, что лучше всего. Софист указывает, что всякое искусство — это сила и власть в той сфере, где оно применяется. Тот, кто обладает мастерством, находит личную выгоду и пользу. Так, победа в сражении оборачивается благоденствием для узурпатора.
Фрасимах считает справедливым, что в случае, когда большинство признает тирана, то такая власть подкрепляется общественным договором, становится легитимной, несмотря на мнение интеллектуалов.