Понятие и сущность публичного права
Понимание необходимости разделения частного и публичного права появилось еще в Древнем Риме. Так, Ульпиан одним из первых определил, что публичное право регулирует вопросы общегосударственного характера, а частное, касается норм, связанных с интересами отдельных личностей.
Подобное деление в дальнейшем получило свое развитие, найдя отражение и в правовых системах других государств. Однако публичное право прошло определенный путь в понимании его сущности и выделении основных признаков. Выделяют даже несколько этапов в процессе его становления, что было обусловлено определенными процессами, тесно связанными с историей развития государства и права.
В частности, необходимыми условиями в процессе выделения публичного права стали:
- обособление личности от тесных связей с семьей, родом и т.п., ограничившие ее развитие;
- становление и развитие государств, сосредоточение в руках государственной власти функций публичного права;
- переход от хозяйства натурального к денежному.
Указанные выше процессы привели постепенно вели к значимым изменениям в общественной жизни, к укреплению государственной власти, и, как следствие, к отделению публичного права.
Сегодня многие ученые-правоведы оговаривают некоторую условность деления права, подчеркивая, что не существует абсолютно чистых отраслей, которые можно четко отнести к публичному или частному праву. Тем не менее, существует традиционный и закрепившийся в правовой науке подход, согласно которому под публичным правом понимаются нормы, закрепляющие и регулирующие порядок функционирования органов государственной власти и управления.
Если трактовать понятие публичного права более расширенно, то его можно рассматривать как отрасль государственной правовой системы, регулирующей общественные отношения, обладающий определенной спецификой. И именно эта специфика, в свою очередь, определяет сущность публичного права. Общественные отношения, попадающие в сферу публичного права, напрямую связаны с государственной управленческой деятельностью, с реализацией и организацией государственной власти, органами местного самоуправления, охраной правопорядка, управлением бюджетом и т.п.
Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить несколько основных постулатов, на которых и строится понимание публичного права.
- Публичное право регулирует взаимоотношения между отдельными государственными органами (включая их внутренние связи) и частными субъектами.
- Публичное право предусматривает осуществление регуляции указанных в пункте первом взаимоотношений только из единого центра.
- Нормы публичного права носят императивный характер, то есть обязательны для исполнения.
Следует обратить особое внимание на то, что именно государство играет ключевую роль в публичном праве и, возникающих из него правоотношениях, то его предписания не могут быть изменены соглашением частных лиц.
Признаки публичного права
Признаки публичного права напрямую вытекают из его сути. К наиболее характерным из них можно отнести следующие:
- одностороннее волеизъявление. Публичное право возникают как результат волеизъявления одного из субъектов права, а точнее говоря, государства в лице должностных лиц и/или государственных органов;
- строгая иерархичность, так как для публичного права характерна субординация как субъектов, так и правовых актов, регулирующих данные отношения;
- ориентация на удовлетворение общественного интереса по средствам выполнения функций государства, направленных на удовлетворение общественных интересов;
- императивность норм, то есть возложение на государственные органы власти полномочий в сфере правового регулирования, в то время как на граждан возлагаются соответствующие обязанности.
Отдельно можно выделить признаки публичного права, на которые указывает Европейский суд по правам человека. Согласно данной структуре, ими являются:
- характер законодательства;
- принятие государством на себя социальной защиты;
- обязательность социального страхования;
Признаки публичного права во многом определяют то, какие отрасли права к нему относятся. Традиционно выделяются следующие:
- международное публичное право;
- конституционное право;
- финансовое право;
- административное право;
- уголовное и уголовно-процессуальное право.
Разграничение публичного и частного права
Несмотря на то, что у публичного права есть достаточно четкое определение, а также выделены его признаки, в юридической литературе не теряет своей актуальности проблема разграничения публичного и частного права. Это связано с тем, что в сфере частного права законодатель достаточно часто сталкивается с необходимостью использования императивных методов, например, таких, как ограничения инициативности и самостоятельности участников регулируемых отношений, а также прямые запреты. И, наоборот, в публичном праве также нередко применяются элементы частного права.
В качестве примера можно рассмотреть семейное право, которое традиционно относят к частному праву. Но при этом при более внимательном рассмотрении в нем можно обнаружить публично-правовые институты, к которым относятся такие явления процедуры как лишение родительских прав или расторжение брака.
Аналогично складывается ситуация и с трудовым правом, в котором успешно сочетаются частноправовые элементы (заключение и расторжение трудового договора по инициативе работника) с публично-правовыми (расторжение трудового договора по инициативе администрации и/или наложение дисциплинарных взысканий).
В целом, подводя итог, можно сделать вывод, что сегодня разделение частного и публичного права является общепризнанным. При этом у последнего есть четко-выраженные признаки, к которым относятся: неравенство субъектов, императивные нормы, удовлетворение общественного интереса и одностороннее волеизъявление.