Общие положения о методах публичного права
Метод правового регулирования – это система правовых способов и средств, направленных на регулирование определенной группы общественных отношений.
Все методы могут быть разделены на две группы, в зависимости от регулируемой ими сферы: частноправовые и публичные.
Методы регулирования публичного права – это совокупность юридических средств, среди которых преобладают запреты и обязывания, а также ограничения, подлежащие применению, несмотря на усмотрении участников конкретного общественного отношения.
Юридическая литература выделяет императивный метод регулирования, характеризующийся строгой субординацией участников правовых отношений и централизованным осуществлением, а также диспозитивный метод, которому присущи свойства координации и децентрализации.
Применение того или иного метода определяется в зависимости от объекта регулирования, объективных факторов, специфики субъекта, который действует в определенной области общественной или государственной жизни.
Императивный метод в публичном праве
Для публичного права наиболее характерным является императивный метод регулирования. Так, государство, выступающее в качестве субъекта с властными полномочиями, устанавливает в одностороннем порядке нормы поведения, которые могут иметь вид целей, принципов, санкций и заданий. Эти нормы отличаются таким свойством, как общеобязательность, то есть все правообязанные субъекты принимают модель поведения, руководствуясь указанными нормами.
Стоит выделить некоторые признаки императивного метода регулирования в публичном праве:
- формируются и используются властотношения, а параллельно нормы и определенные решения принимаются и исполняются по системе «команда – выполнение»;
- субъекты публичного права строго связаны законами при очерчивании их деятельности правовыми рамками;
- публичная сфера характеризуется позитивным обязыванием, понятие которого раскрывается в юридической литературе и означает возложение обязанности на государственные органы, их должностных лиц, организации и предприятия по действию в конкретном направлении с целью достигнуть некого результата;
- нередкое выражение императивного метода в запретах определенных действий, что, соответственно, существенно сужает зону возможного противоправного поведения, предостерегая таким образом субъектов правоотношений от неправомерных действий;
- сочетание в публичном праве принуждения и убеждения, посредством выделения методов косвенного и прямого воздействия, позволяющих оказывать влияние на поведение людей и общественные процессы.
Эффективность методов регулирования публичного права
Важной составляющей в процессе использования методов публичного права является комплексный подход. Методы соответствующих сфер публичного права должны применяться согласованно. Только в таком случае экономические и социальные показатели будут увеличиваться. С одной стороны, такой подход направлен на обеспечение концентрации методов применительно к определенным объектам, а с другой, гибкое их использование, учитывая изменяющиеся ситуации.
Важное значение приобретает также сочетание правовых конституционных норм и норм других областей права, в ситуации, когда конституционные нормы являются ориентиром. При достижении совмещенного действия норм, предотвращаются различные правовые коллизии. Для публичного регулирования все более характерным становится сочетание методов международного и национального права.
Актуальным является вопрос введения конституционных, налоговых, административных, таможенных и других правовых режимов, как на постоянной, так и на временной основе. В данном случае идет речь об использовании разных правовых норм в комбинациях. Так, различные методы можно объединить в группы, используя в качестве критерия характер воздействия, степень самостоятельности. Предложим классификацию, включающую в себя шесть пунктов:
- методы общего нормативного регулирования: формирование общих правил; утверждение порядка формирования, реорганизации и ликвидации структур; выбор схемы их деятельности;
- установочно-программные методы: тематические планы; целевые программы; земельный кадастр; схемы управления; генпланы городов; концепции, функциональные правила; схемы градостроительного планирования развития территорий;
- легализующие методы: сертификация, аккредитация и лицензирование;
- методы количественно-нормативного измерения: плата; стандарты; лимиты; цены; налоги (сборы); квоты; ставки; нормативы; тарифы;
- методы подержания и стимулирования деятельности: льготы; поощрения; отсрочки; надбавки; кредиты; субсидии; дотации; госзаказы; трансферты;
- «запретные» и контрольно-учетные методы: статистическая отчетность; санкции; учет; запреты; лишение легальности; ограничения; проверки и иные формы контроля; предписания.
Эффективность применения таких методов регулирования публичного права достигается, учитывая специфику соответствующих объектов воздействия.
В прошлом, а также в настоящее время функционирует процесс «обмена» методами в публичном и частном праве. Некоторые переходят в сферу публичного регулирования, если появляются новые явления, процессы или интересы, требующие публично-правового регулирования, например, борьба с международной преступностью, информационная безопасность и т.п. Некоторые методы отходят в частноправовое регулирование, если необходимо сужение областей управления.
Подводя итог, можно сделать вывод о подвижности областей публичного регулирования, которое предстает как постоянно действующий фактор. Такая подвижность прослеживается в видоизменении методов регулирования, объектов и уровня принятия нужных решений. При этом, необходимо сохранить самое главное – признание на официальном уровне верховенства законов и допустимости легальных юридических актов и действий.