Понятие публичного права
Публичное право (или общественное право) – это объединение отраслей права, которые регулируют общественные отношения, вытекающие из обеспечения публичного (то есть общего) или государственного интереса.
В общественно-правовых отношениях субъекты являются неравноправными. Всегда одной стороной выступает государство либо его представительный орган (должностное лицо), который наделен определенными полномочиями в области общественного права. Отношения, вытекающие из публичного права, всегда регулируются государственной властью. В этом и заключается основное отличие от частноправовых отношений. Ведь в данных отраслях права стороны самостоятельно определяют характер отношений.
Принцип верховенства права государством должен обязательно соблюдаться, оно обязано подчиняться своим законам.
Недопустимо строить отношения на основе свободного усмотрения сторон в следующих областях:
- Охраны порядка в обществе,
- Государственного управления,
- Обороны,
- Властного разрешения споров.
Данные сферы исключают добровольность отношений, и подразумевают властное одностороннее воздействие одного участника (государства) на других участников отношений. Данное положение дел говорит о возможности злоупотреблений со стороны управомоченного лица, следовательно, должна быть предусмотрена четкая правовая регламентация всех возможных вариантов развития отношений.
Становление государственного управления в двадцатом веке указывает на то, что государство идет по пути усложнения публичного права, ведь государственное воздействие на частные отношения расширяется.
Разграничение частного и публичного права
Смысл деления системы права на публичное и частное заключается в определении пределов вмешательства государства в область интересов граждан и их объединений.
Так, для публичного права характерно волеизъявление одной стороны, большинство императивных норм, удовлетворение социальных интересов, субординация субъектов и нормативно-правовых актов.
Характерными чертами частного права являются:
- Свободное волеизъявление,
- Равенство сторон отношений,
- Диспозитивность,
- Ориентация на достижение частных интересов.
Административное и гражданское право сочетают в себе частные и публичные начала, уголовное право осуществляет лишь публичные задачи для защиты общественно значимых отношений.
Деление между частным и публичным правом несколько условно. В системе права они тесно связаны между собой. Частное право основывается на публичном праве, и не может без него существовать. Исходя из этого, существует множество комбинаций публичных и частных институтов. Пример - информационное право. Публичные начала в данной отрасли призваны защитить частные интересы.
Разграничение частного и публичного права происходит по критериям предмета правового регулирования – характером интереса, который реализуется участниками правовых отношений.
Отрасли публичного права
Как правило, Конституции государств регламентируют отрасли публичного права. Делается это для того, чтобы не только зафиксировать их в законодательном акте, но и создать твердую основу для их развития в государстве. Наиболее часто такое закрепление встречается в странах с федеративным устройством, потому что существует реальная необходимость разграничивать компетенцию субъектов и федерации. Предметом данного разграничения являются отрасли публичного права, их подотрасли, правовые институты и законодательные акты.
Отрасли публичного права способствуют обеспечению баланса интересов сторон в правовых отношениях, где одним из субъектов является лицо, обладающее властными полномочиями. Данные отрасли права схожи по своей нормативной структуре и имеют похожий метод регулирования. Данный метод включает в себя составление актов, которые содержат обязательные предписания.
Исходя из данных критериев можно выделить следующие отрасли публичного права:
- Административное право,
- Конституционное право,
- Административно-процессуальное право,
- Уголовное право,
- Арбитражный процесс,
- Гражданский процесс,
- Уголовный процесс,
- Экологическое право,
- Международное публичное право,
- Финансовое право,
- Уголовно-исполнительное право.
Данный перечень не является исчерпывающим. В правовой доктрине постоянно ведутся обсуждения по поводу того, как должен выглядеть этот список, какие отрасли права включать. Правоведы основываются на собственных представлениях о публичном праве, и сокращают его, либо дополняют иными отраслями права существующей правовой системы. В данный перечень могут включаться «информационное право» или «теория государства и права», либо же исключены некоторые отрасли права, которые выступают подотраслью более крупной отрасли.
Источники публичного права
К источникам публичного права следует относить общенормативные акты – конституции, федеральные законы, указы президента, постановления правительства. От субъектов государства в них излагаются четкие положения. Данные нормы выступают основой развития остальных норм и правил в стране.
К источникам публичного права относят нормативные акты, которые имеют «программное значение». Например, декларации, в которых провозглашены цели государства, партий, принципы политических и экономических отношений. Источником публичного права также выступают публично-правовые договоры, которые заключены между представителями государства и носителями властно-регулирующих полномочий.
На сегодняшний день в правовой системе Российской Федерации сохраняется деление на публичное и частное право. Однако, многие ученые утверждают, что государству только предстоит поиск оптимального соотношения между публичными и частными интересами. Исторически сложилось так, что публичное право является приоритетным. Но входе жизни грани между частным и публичным правом стираются. Очевидно, что публичное право является обязательным для нормальной работы государства.