Причины выделения направлений прокурорского надзора
По сути, прокурорский надзор является одним из специфических видов деятельности органов прокуратуры.
При этом, в процессе прокурорского надзора имеются существенные различия.
Данные различия в деятельности, связанной с осуществлением прокурорского надзора, исходят из законодательно закрепленных особенностей, а так же из различия субъектов надзорной деятельности, и, следовательно, из различия в полномочиях прокуроров. Необходимость выделения и обособления различных направлений структуре прокурорского надзора исходит из потребности в специализации работников прокуратуры.
Один прокурор, исходя из физических возможностей человеческого организма, не в состоянии воспринять, переработать и сохранить весь объем необходимых знаний, умений и навыков. Выходом из данной ситуации является специализация, которая существует во многих отделах надзорной деятельности.
Основные направления прокурорского надзора
Основываясь на пункте 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре» в системе прокурорского надзора принято выделять несколько основных направлений деятельности.
- соблюдение норм основного закона страны;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- соответствие правовых актов, которые издают органами и их должностные лица, нормам современного законодательства.
Рассмотрим каждое из направлений подробнее.
Надзор за соблюдением основного закона страны
Предметом данного направления надзорной деятельности является соблюдение норм основного закона государства, а так же большого объема разнообразных по содержанию законов и иных правовых актов. Данная многочисленность и разнообразие становится препятствием для построения внутренней структуры или классификации.
Основываясь на статье 21 ФЗ «О прокуратуре» можно выделить виды субъектов надзорной деятельности данного его направления:
- министерства федерального уровня власти;
- государственные комитеты;
- службы федерального уровня власти;
- иные органы исполнительной власти федерального уровня;
- законодательные органы власти субъектов федерации;
- исполнительные органы субъектов федерации;
- муниципалитеты и управы;
- органы, занимающиеся управлением в военной области;
- контролирующие органы и их должностные лица;
- органы управления и руководящий состав коммерческих/некоммерческих организаций.
Данный перечень объектов признан исследователями исчерпывающим.
В связи с объемностью предмета данной надзорной отрасли на практике в ее пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.
Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
В рамках данного направления надзор осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами и иными федеральными органами власти, а так же их отделениями на местах.
Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.
Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.
В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.