Факторы развития прокурорского надзора
Прокуратура, как и любая другая государственно-правовая структура, подвержена постоянному изменению, которое происходит согласно направлениям развития социума и государства.
Какой концепции в будущем будет придерживаться прокуратура в России, зависит от:
- преобладающей модели капиталистического развития страны;
- устойчивости и качества преобладания интересов национальной политики;
- изменений в политическом строе страны;
- направлений вектора реформирования судебной ветви государственной власти;
- учета исторического опыта развития органов прокуратуры в стране.
Концепции совершенствования прокурорского надзора
Если рассматривать возможности развития органов прокуратуры, отталкиваясь от национальных интересов государства, то согласно концепции укрепления централизованного государства прокуратура должна остаться централизованным органом надзорного типа с функцией уголовного преследования.
Надзорная функция за исполнением законов присуща всем странам мира. Она продиктована объективными потребностями добиться надлежащего исполнения законов. Однако в зависимости от государственного устройства и правовой системы данная функция осуществляется различными органами.
Исторически функция надзора за исполнением законов в России закреплялась за органами прокуратуры. Данная историческая практика себя оправдывает, следовательно, необходимость освобождать прокуратуру от надзорной функции не отсутствует. Это могло бы привести к негативным последствиям и не соответствует национальным интересам России. Следовательно, можно предположить, что в ближайшем будущем прокуратура в России будет развиваться как надзорный правозащитный орган.
Защита государственных и публичных интересов является приоритетной задачей для современных органов прокуратуры, так как только сильное в политическом и экономическом отношении государство в состоянии обеспечить нормальные условия для проживания всех категорий граждан. Из данного положения вытекает, что приоритетным для прокуратуры будет защита прав и свобод человека и гражданина.
Все отрасли надзорной деятельности прокуратуры получат дальнейшее развитие. При этом в зависимости от происходящих в стране изменений, будут уточняться приоритеты, задачи, границы надзорной деятельности органов прокуратуры.
Исходя из приоритетов глобализации интересов современной России, приоритетное значение будет приобретать международное сотрудничество прокуратуры страны с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами зарубежных стран, а так же международных организаций.
Реализация данных направлений развития прокурорского надзора и прокуратуры как органа в целом, как утверждают современные исследователи в области юриспруденции, положительно сказалась бы на состоянии работы ее органов. Это могло бы способствовать укреплению законности и правопорядка в современном государстве.
Цели концепций развития прокурорского надзора
Концепции совершенствования прокурорского надзора нацелены на развитие следующих положений:
- повышения степени эффективности исторически сложившейся системы прокурорского надзора, а так же структуры и полномочий его органов на современном этапе развития;
- необходимости сохранения высшего надзора в структуре органов прокуратуры за исполнением норм законодательства на территории государства;
- места органов прокуратуры как составляющих систему органов государственной власти;
- соответствия действующего законодательства требованиям обеспечения единства, централизации, независимости надзорных органов прокуратуры;
- совершенствования прокурорского надзора в соответствии реализацией судебной реформы в современной России;
- преобразования организации и деятельности всех органов прокуратуры.