Процессуальные особенности защиты прав потребителей
Права потребителя — это установленные и регулируемые законодательством права лиц, возникающие при приобретении ими определенных товаров и услуг.
В случае неудовлетворения требований потребителя добровольно, спор можно разрешить только в рамках гражданского судопроизводства.
За причинение имущественного ущерба (внедоговорного), за нарушение договорных обязательств предусмотрена гражданская ответственность. Такая ответственность обладает своими характерными чертами и спецификой. Наиболее типичными и часто применяемыми санкциями являются восстановление нарушенного права и возмещение имущественного ущерба и вреда. Потребительские отношения носят договорной характер, поэтому основным источником их регулирования является Гражданский кодекс, закрепляющий основные способы защиты.
Особое внимание процессуальным особенностям рассмотрения дел о защите прав потребителя уделено в Постановлении Пленума Верховного Суда (№ 17 от 28.06.2012).
Исходя из положений Постановления законодательство, применяемое защиты прав потребителя, применимо к отношениям только тогда, когда по условиям предварительного договора лицо ясно и четко показывает намерение приобрести или заказать услуги, товары или работы на возмездной основе. При любом рассмотрении спора важно применять правила о толковании договора, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В ст. 431 указано, что при толковании условий договора суд принимает во внимание буквальное значение выражений и слов, содержащихся в нем.
Особенности заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности:
- Буквальный смысл и значение условий договора при расплывчатости и неясности его толкования устанавливается путем сопоставления с иными условиями договора в целом.
- Если правила не позволяют выяснить содержание договора, то необходимо определить общую волю сторон, учитывая цели договора. В
- Во внимание должны быть приняты все соответствующие обстоятельства, в том числе, переписка и переговоры, предшествующие договору, обычаи, установившаяся во взаимных отношениях сторон практика, последующее поведение сторон.
- Если предметом предварительного договора было только обязательство на заключение договора в будущем, то такой договор не может установить между сторонами потребительских отношений.
Ключевой особенностью является правило об альтернативной подсудности дел о защите прав и интересов потребителей. Гражданский процессуальный кодекс РФ указывает, что все заявления, поданные в защиту неопределенного круга лиц, рассматриваются по месту нахождения ответчика. В случае, когда такое заявление подается лицами и органами, уполномоченными законом (например, Роспотребнадзором), оно направляется в суд. При этом учитывается право истца на применение альтернативной подсудности.
При удовлетворении органами суда требований, не удовлетворенных ответчиком в добровольном порядке, органы суда могут взыскать с ответчика штраф, направленный на удовлетворение требований потребителя. Суд не учитывает, заявлял ли истец данное требование или нет. Пленум ВС однозначно закрепляет положение о том, что указанный штраф нужно воспринимать, как особый способ обеспечения исполнения обязательств, а не в качестве административного или судебного штрафа.
Отдельные положения Постановления Пленума Верховного Суда о защите прав потребителя
Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции (п. 1 ст. 11 ГК, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК, ст. 17 Закона о защите прав потребителя).
Субъектами обращения в суд по делам о защите прав потребителя являются:
- граждане РФ;
- лица без гражданства и иностранные граждане;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в сфере защиты деятельности и прав потребителя, его территориальные органы;
- прокурор;
- общественные объединения и организации потребителей (союзы и ассоциации), обладающие статусом юридического лица;
- муниципальные органы.
Зарегистрированный индивидуальный предприниматель может обратиться в суд за защитой по сделкам, заключенных с исполнителем (продавцом) при оказании услуг, выполнении работ или продаже товаров, исключительно для семейных, личных, бытовых, домашних и других нужд, которые не связаны с деятельностью предпринимателя.
В случае, когда срок действия государственной регистрации индивидуального предпринимателя истек, или государственная регистрация была аннулирована, потребитель может обратиться в суд требованиями, связанными с ранее осуществляемой деятельностью по оказанию услуг, продаже товаров или выполнению работ.
Дела по заявлениям о ликвидации исполнителя, изготовителя, продавца, импортера, уполномоченной организации, по заявлениям о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное нарушение прав потребителей (более двух раз на протяжении календарного года) или его грубое нарушение, а именно, повлекшее массовые заболевания, отравления или смерть, подведомственны суду общей юрисдикции.
Общественные объединения и организации потребителей, муниципальные органы и уполномоченные органы, имеющие статус юридического лица, для осуществления уставной деятельности могут обратиться в органы суда в защиту законных интересов и прав конкретного потребителя при наличии соответствующей просьбы с его стороны, выраженной в виде жалобы и поданной в письменной форме. Исковые заявления, касающиеся перевозки грузов, связанные с перевозкой пассажиров, груза или багажа, в связи с буксировкой объекта водным транспортом предъявляются по месту нахождения перевозчика, к которому была предъявлена претензия.
Районным судам подсудны дела по спорам, касающихся требований имущественного характера, защиты неимущественных прав потребителей, требования о компенсации морального вреда. Уполномоченные органы, осуществляющие обязанности по защите прав потребителей, их законных интересов, могут вступить в дело по собственной инициативе (до принятия решения судом).