Понятие и общая характеристика коммерческого права
Правовая система Российской Федерации в настоящее время представляет собой весьма динамичное образование, находящееся в процессе непрерывного совершенствования и развития. В рамках соответствующего процесса отмечается изменение элементов системы правового регулирования – юридических норм, институтов, отраслей и т.д. При этом развитие рыночных методов хозяйствование предопределяет активное преобразование юридических механизмов упорядочения отношений в соответствующей сфере. В качестве одного из таких элементов правового регулирования экономических отношений выступает коммерческое право.
Вопрос о правовой природе и статусе коммерческого права в современной отечественной юридической литературе однозначно не разрешен – в том числе существуют точки зрения о необходимости признания самостоятельности коммерческого права в числе отраслей правового регулирования. Однако наиболее правильной и обоснованной, с учетом тех признаков, характеристика которых будет приведена ниже, представляется точка зрения о целесообразности признания коммерческого права подинститутом отрасли гражданского права. С учетом этого можно сформулировать следующее определение коммерческого права:
Коммерческое право – это система общих и специальных юридических норм, призванных урегулирования общественные отношения, связанные с осуществлением коммерческой деятельности.
При этом детализируя соответствующую дефиницию, представители юридической науки отмечают, что более корректным выступает понимание коммерческого права, как совокупности правовых предписаний, упорядочивающих не любую коммерческую деятельность, а именно деятельность, связанную с рынками оптовой продажи товаров и связанных с соответствующей деятельностью работ и услуг.
Предмет правового регулирования как ключевой признак коммерческого права
Рассматривая признаки любого крупного элемента правовой системы, в первую очередь необходимо анализировать соответствующий предмет правового регулирования, поскольку именно он имеет первоочередное, системообразующее значение, а также в связи с тем, что в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации определенной относительной однородной группы общественных отношений.
Предмет коммерческого права – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере оптовой торговли.
Как правило, поскольку коммерческое правило признается подотраслью гражданского права, характеристика предмета коммерческого права проводится путем ее сопоставления с предметом гражданско-правового регулирования. Как известно, в предмет гражданского права входят две группы общественных отношений – имущественные, т.е. отношения связанные с материальными и иными благами, и неимущественные – отношения которые могут быть как связанными с имущественными, так и обособленными от них, тесно связанные с личностью их обладателей.
При этом, поскольку предмет коммерческого права, как было отмечено выше, представлен исключительно совокупностью имущественных отношений, связанных с осуществлением оптовой торговли, предмет гражданского права значительно шире, нежели предмет коммерческого права. Также следует обратить внимание на то, что коммерческим отношениям присущи все важнейшие признаки гражданских правоотношений – имущественная обособленность субъектов правоотношений их равноправие и независимость, а также эквавалентный (возмездный) характер соответствующих отношений.
Однако наряду со сходствами, отмечается также наличие определенных отличительных признаков общественных отношений, входящих в предмет коммерческого права:
- Большая гибкость, приспособление коммерческих правоотношений к изменяющимся условиям, требованиям и потребностям торговой деятельности;
- Большее внимание и учет обычаев торгового оборота участниками соответствующих отношений;
- Неукоснительный учет требований беспрепятственного совершения сделок и их возмездности;
- Ужесточенные условия привлечения к ответственности, в том числе возможность наступления соответствующих санкций при отсутствии вины участника правоотношений.
При этом в юридической литературе подчеркивается, что существование приведенных особенностей, безусловно, демонстрирует и подчеркивает определенную специфику коммерческих правоотношений, однако их существование само по себе не свидетельствует о необходимости признания коммерческого права в качестве самостоятельной отрасли современной российской правовой системы. В том числе в связи с этим в настоящее время большую поддержку и признание получила точка зрения о целесообразности понимания коммерческого права, как подотрасли гражданского права.
Метод правового регулирования как признак коммерческого права
Характер рассмотренных выше общественных отношений, составляющих предмет коммерческого права, а также специфика их субъектного состава позволяют определить метод юридически-значимого воздействия на соответствующие отношения. В настоящее время в качестве такового метода признается гражданско-правовой способ правового регулирования – преобладание дозволений над запретами и обязанностями, компенсационный характер мер ответственности, применяемых за нарушение гражданско-правовых требований, широкое применение договорных способов возникновения правоотношений, их волевой характер и т.д.
Тем не менее, особенности субъектов коммерческих правоотношений свидетельствуют о необходимости использования дополнительных средств воздействия на их поведение, в целях обеспечения реализации задач правового регулирования в соответствующей сфере. В том числе:
- Установление дополнительных обязанностей, связанных с обязательным информированием о свойствах товара, повышенной ответственностью за нарушение договорных обязательств с гражданами-потребителями, использование доступных форм заключения договоров, и т.д.;
- Ограничение отдельных прав, например, в сфере возможности ограничения ответственности за нарушение договора, исключение возможности требовать расторжения или изменения договора присоединения в одностороннем порядке, установлением запрета на совершение отдельных видов односторонних сделок, и т.д.