Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приватизация жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде

Понятие «приватизация»

Замечание 1

Приватизация жилья— это процесс бесплатной передачи гражданам РФ в собственность занимаемых ими помещений, относящихся к государственному или муниципальному жилому фонду (в том числе, к ведомственному жилищному фонду).

Ведомственный жилищный фонд — это фонд, находящийся в хозяйственном ведении организаций и предприятия, или оперативном управлении учреждений.

Начало приватизации было положено благодаря Закону о приватизации, вышедшему в 1991 году и действующему по настоящее время. Срок окончательной даты приватизации на сегодняшний день не установлен. Ограничение срока приватизации было отменено Федеральным законом в 2017 году.

Для проведения государственной приватизации важно соблюдение ряда условий:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • добровольность;
  • безвозмездность вне зависимости от занимаемого жилья;
  • право на приватизацию ранее не использовалось;
  • наличие договора социального найма помещения;
  • занимаемое жилое помещение является муниципальной или государственной собственностью;
  • сохранение права на приватизацию жилья при переходе муниципальных или государственных предприятий при их ликвидации или переходе в иную собственность.

Жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении или в хозяйственном ведении учреждений должен быть передан в оперативное управление или в хозяйственное ведение правопреемников данных учреждений и предприятий, юридических лиц, органов местного самоуправления с сохранением жилищных прав граждан (включая право на приватизацию жилья).

Каждый гражданин РФ имеет право получить бесплатно в собственность, на правах приватизации, жилое помещение только один раз. Если в процессе приватизации принимает участие несовершеннолетний, то за ним сохраняется право на приватизацию жилого помещения после достижения 18 лет.

«Приватизация жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Приватизации подлежат жилые дома, квартиры, комнаты в муниципальном и государственном жилищном фонде социального значения, в том числе ведомственный фонд жилья.

Законодательство РФ предусматривает перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации:

  • общежития;
  • помещения в аварийном состоянии;
  • служебные жилые помещения (исключение составляет жилой фонд совхозов и приравненных к ним с/х предприятий);
  • жилищный фонд учреждений социальной защиты населения, находящийся в сельской местности;
  • в жилых домах, находящихся в закрытых военных городках.

Порядок приватизации

Федеральное законодательство не предусматривает единого алгоритма действий при бесплатной приватизации, а также перечня необходимых документов. Можно выделить несколько основных этапов в процессе приватизации. На первом этапе в органах государственной власти или местного управления, к ведению которых относится жилой фонд необходимо уточнить перечень документов, необходимых для осуществления приватизации. В зависимости от конкретного муниципалитета и конкретного региона список документов может отличаться.

По общему правилу для бесплатной приватизации необходимо предоставить:

  • оригиналы документов, подтверждающих личность всех, кто участвует в процессе приватизации (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельства о заключении брака (или о разводе) и т.д.);
  • разрешение органов опеки и попечительства, в случае, когда в приватизации принимают участие несовершеннолетние лица;
  • документ, подтверждающий право на пользование жилым помещением;
  • документ, подтверждающий сведения о прописанных в помещении лицах;
  • согласие всех лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения; если одно или несколько лиц отказываются от приватизации, отказ необходимо заверить нотариально; отказ от участия в приватизации несовершеннолетнего лица может осуществляться законными представителями (родителями, опекунами, попечителями) только с разрешения органов опеки и попечительства;
  • выписка о зарегистрированных правах на недвижимость об основных характеристиках жилого помещения (сведения из Единого государственного реестра об объекте недвижимости, которое подлежит приватизации);
  • подтверждение отсутствия задолженности по коммунальным платежам;
  • справка, подтверждающая право лица на участие в приватизации (соблюдение принципа однократности участия в процессе приватизации); данная справка необходима для лиц, ранее проживающих за пределами пункта, где проходит приватизация и сменили место жительства после июля 1991 года. Такие сведения органы государственной власти или органы местного самоуправления могут получить самостоятельно.

Второй этап приватизации предусматривает подготовку пакета необходимых документов, предоставление в органы местного самоуправления или в органы государственной власти соответствующего заявления. По данному заявлению решается вопрос о приватизации жилого помещения.

Каждый орган государственной власти (местного управления) самостоятельно утверждает форму заявления. Решение по заявлению принимается в течение двух месяцев с момента подачи документов.

На третьем этапе происходит оформление договора приватизации, по которому происходит передача жилых помещений в собственность граждан.

Четвертый этап подразумевает обращение в Росреестр по поводу государственной регистрации права собственности на помещение. По договору приватизации право собственности на жилое помещение возникает сразу после государственной регистрации этого помещения в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). Для регистрации необходимо предоставить в Единый регистрационный центр ряд документов: договор приватизации, паспорт. Специалисты ЕРЦ оформляют заявление о госрегистрации права собственности, указывают реквизиты для оплаты госпошлины, ее размер, выдают расписку о принятии документов с указанием сроков получения документов. Гражданин после уплаты госпошлины получают из ЕГРН выписку, подтверждающую, что жилое помещение принадлежит владельцу на правах собственности.

Документы можно подать в электронном виде самостоятельно на официальном сайте Росреестра, на Едином портале «Госуслуги».

Дата написания статьи: 16.08.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot