Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принятие христианства на Руси

Терминология вопроса

Говоря о Крещении Руси как о событии, мы подразумеваем установление в Древнерусском государстве христианства в качестве государственной религии. Принято относить к процессу принятия христианства определенную дату, отчасти в связи со сложившейся традицией, отчасти для упрощения. Наиболее часто фигурирует 988 год, эту дату нам дает и Повесть временных лет, но некоторыми учеными указываются более ранние или поздние даты, вплоть до XI-XII вв.

Замечание 1

Само упоминание явления «Крещения Руси» впервые отмечено в Повести временных лет. Под 988 годом в Повести временных лет дается благодарственная молитва князя Владимира за просвещение Русской земли путем крещения. Что касается отечественной историографии, то в качестве одного из определяющих событий крещение Руси было выделено Татищевым В.Н. Принятие христианства называю чаще всего просто «Крещением Руси», именно так оно отмечено в Повести временных лет и у Татищева В.Н., но в целом термин не строгий, и встречаются такие формулировки как «Просвещение Руси», «вторая религиозная реформа Владимира» и другие.

Гипотезы о первых христианах на Руси

Наиболее ранние даты крещения Руси связывают с легендарными Аскольдом и Диром. Согласно преданию, братья Аскольд и Дир крестились в Киеве вместе с некоторой частью знати и народа, обряд проводил византийский епископ по благословению патриарха Фотия I. Крещение князей, согласно преданию, произошло после похода русов на Константинополь в 860 г. Дата вариативна, иногда крещение Аскольда и Дира соотносят с патриаршеством Игнатия, то есть несколько позднее, в промежутке 867-877 гг. Стоит отметить, что этой точки зрения придерживаются, в основном, религиозные деятели. У этих событий есть несколько названий – Первое, Фотиево или Аскольдово Крещение Руси.

Татищев В.Н. считал, что христианство исповедовал Ярополк Святославич, который был убит по приказу Владимира Святого, своего брата. Необходимо учитывать, что это утверждение Татищев строил на основании сведений Иоакимовской летописи, которая не может считаться достоверным источником.

Некоторую информацию, позволяющую судить о христианизации территорий Древнерусского государства, дает археология. Согласно археологическим данным христианство постепенно начало распространяться до официального принятия его в качестве государственной религии. Например, в некоторых могильниках присутствовали элементы христианского погребального обряда.

«Принятие христианства на Руси» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принятие христианства княгиней Ольгой

Рыбаков Б.А. отмечает, что княгиня Ольга стала первым установленным правителем Древней Руси, принявшим христианство. Обычно с крещением Ольги связывают 957 год, хотя выдвигаются и иные варианты. Известно, что княгиня посещала Византийскую империю с большим посольством. Следовательно, визит был официальным и где-нибудь отразился. Княгиня Ольга явилась ко двору императора Константина Багрянородного в сопровождении священника Григория. Немаловажно, что, согласно источникам, император обращался к Ольге «архонтисса Руси» – этот греческий титул означает правителя. Визит Ольги был дипломатическим шагом, призванным добиться упрочения положения Древней Руси на мировой арене.

Замечание 2

Скорее всего, именно из этих соображений она сама приняла христианство. В ходе поездки 957 года за исключением собственного крещения Ольга больше не установила никаких договоренностей. Например, некоторые исследователи считают, что всего через два года княгиня сама принимала византийское посольство, которому отказала в предоставлении военной помощи – отправки войска. Зато она провернула своего рода дипломатический трюк: отправила послов к императору Оттону I с просьбой оказать содействие в деле христианизации Руси, что, несомненно, было манипуляцией на основе противостояния между империей Оттона I и Византией. Тогда Константинополь согласился заключить договор с Древнерусским государством. Западное посольство, возглавляемое Адальбертом Магдебургским, таким образом, впустую проделало свой долгий путь.

Крещение Руси Владимиром Святославичем

Главную роль в принятии христианства традиционно отводят князю Владимиру Святославичу. При этом, отмечают, что до принятия христианства по византийскому образцу, Владимир долго размышлял над выбором религии. Вариантов было несколько: ислам, представленный волжскими булгарами, хазары призывали принять иудаизм, а также христианство западного толка. Однако Владимир отвергал все варианты, пока не выслушал византийского посла. Считается, что окончательное решение было принято после посещения богослужения в храме Константинополя.

По сообщению Повести временных лет после принятия князем Владимиром христианства, было проведено крещение народа в Киеве. Из Византии патриарх Николай II Хрисоверг отправил духовенство для проведения обряда. Крещение киевлян проходило в Днепре и Почайне. Необходимо отметить, что многие исследователи считают, что Владимир крестился в 987 году. Согласно византийским и арабским источникам в этом году был заключен договор с Древней Русью о военной помощи для подавления мятежа Варды Фоки. Так вот, князь Владимир в качестве условия подписания этого договора выдвинул вопиющее для ромеев требование руки сестры императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных Анны. Императоры согласились на это только после крещения Владимира. После обряда князю было дано христианское имя Василий в честь крестного отца императора Василия II. Кстати, до заключения договора, в самый разгар войны с мятежником Вардой Фокой Владимир захватил Корсунь, угрожая тем самым Константинополю. После заключения свадебного соглашения князь Владимир вернул Корсунь в качестве вено – выкупа за невесту.

Принятие христианства самим князем, и крещение киевлян разумеется не означало повсеместного добровольного отказа от язычества. Рассматривая такой и удаленный от нас по времени процесс как принятие христианства, необходимо помнить о богатой и пестрой языческой традиции славян – в самом деле, на территории Древней Руси проживало много славянских племен, исповедующих язычество со своими особенностями.

В XX веке некоторые церковные историки предложили гипотезу, согласно которой во время Владимира Святого русская церковь была зависима в каноническом смысле от Охридской архиепископии Болгарской церкви. Большинство исследователей не поддерживают эту точку зрения, поскольку она основана на неверном утверждении автокефалии Орхидской архиепископии.

Летописи разделились в вопросе о личности первого Киевского митрополита. Например, Повесть временных лет упоминает под 1039 годом митрополита Феопемпта, жития Бориса и Глеба называют Иоанна I. Греческие источники утверждают, что при императоре Василии II был переведен на Русь митрополитом Севастий Феофилакт. Некоторые более поздние источники, например датируемый XIII веком Церковный устав князя Владимира в разных редакциях называет первым метрополитом либо Михаила, либо Леонтия. В XVI веке в Русской православной церкви закрепилась традиция почитать первым митрополитом Михаила Сириянина. Ему приписывается основание Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве. Вместе с Михаилом на Русь прибыли также монахи, которыми был основан Киево-Межигорский монастырь.

В Древнерусском государстве были два сильнейших города – Киев на юге и Новгород на севере. Естественно, что христианизация коснулась Новгорода так же скоро, как и Киева. Также первые епископские кафедры основали, вероятно, в Чернигове, Владимире-Волынском, Полоцке и Переяславле.

Замечание 3

Необходимо учитывать зачастую активное сопротивление населения христианизации. Где-то новую религию приходилось насаждать силой. При этом заметим следующее: принятие христианства в числе прочих причин основывалось на желании централизации и объединения государства под властью Киева, поэтому и сопротивление населения едва ли не большей степени было политическим протестом, чем религиозным. Отсюда и известный сюжет трудной христианизации Новгорода, не желавшего терять свою относительную независимость. Крещение Новгорода датируется 990 годом, тогда киевскому воеводе Добрыне и тысяцкому Путяте пришлось помогать епископу Иоакиму и новгородскому посаднику Воробью Стояновичу крестить народ.

Восстание волхвов в Новгороде далеко не единичный случай упорного сопротивления славян христианизации и киевской власти. Например, на финно-угорской границе того периода, в Ростове и Муроме, сопротивление продолжалось до XII века. Между прочим, нежелание отказываться от язычества способствовало активному заселению Северо-Восточных земель Руси, куда переселялись стойкие язычники.

Итак, принятие христианства явилось важным актом как для внешнего положения Руси, вошедшей в орбиту влияния Византийской империи, так и для внутреннего развития молодого государства.

Дата последнего обновления статьи: 23.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot