Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пути распространения и характер раннего древнерусского христианства

Крещение Руси – это введение христианства как государственной религии в Киевской Руси в конце X в. Согласно общепринятой традиции, с этого события, произошедшего в 988 г., начинается активное распространение христианства на Руси. Некоторые же понимают под этим термином процесс распространения христианства на Руси в XI-XII веках, а не одномоментное событие.

Христианство на Руси до "официального принятия"

О христианстве на Руси знали до 988 года. Вообще обращение побежденных народов в христианство было обычной практикой Византии. Этим образом Византия оставляла бывшие языческие народы в своей сфере влияния и могла даже контролировать некоторые проходящие в них процессы.

В 860 г., согласно источникам, русы совершили поход на Константинополь, после чего в Киев были направлены миссионеры. Есть мнение, что тогда же были крещены Аскольд и Дир (варяги, княжившие в Киеве), бояре и часть населения. Первым правителем Руси, который принял христианство, была княгиня Ольга. Примерно в 957 году она посетила Константинополь с официальным визитом, который был описан в сочинении «Церемонии» императором Константином Багрянородным, принимавшим ее. Ольга стремилась принять крещения и добивалась от Византии признания Руси как равного христианского государства. Сын Ольги Святослав эту веру принимать не желал.

Статья: Пути распространения и характер раннего древнерусского христианства
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Однако есть сведения, что положительно относился к христианству Ярополк Святославович, старший сын Святослава, правивший несколько лет в Киеве, пока не был свергнут братом Владимиром.

Так или иначе, христианство на Руси было известно еще до «официального» крещения. Археологические данные свидетельствуют о том, что христианизация Руси была и раньше. Доказательством этому являются кресты-привески, свечи и подобные предметы, найденные в погребальных комплексах. Наиболее ранние из них датируются серединой X в. в узловых пунктах – городах и погостах (Киев, Тимёрево под Ярославлем, Гнёздово около Смоленска, Шестовицы у Чернигова. Кроме того были найдены византийские монеты с христианскими изображениями и нанесенными на них граффити, изображающие крест и молот Тора. Подобные монеты могли использоваться как иконы, а из дирхемов иногда вырезали кресты. Именно для раннего христианства довольно характерны крестовидные подвески из листового серебра, в частности, сделанные из дирхемов. Они были найдены в Тимерёве, Гнёздове, Киеве и т.д. Граффити же в виде крестов и молоточков могли наноситься и на бытовые предметы.

«Пути распространения и характер раннего древнерусского христианства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Особенностью раннехристианского периода на Руси был период особого «двоеверия». Так, в некоторых знатных погребениях в языческих некрополях X века, которые представляли собой деревянные камеры, углубленные в землю, были найдены свечи, характерные для христианского обряда.

Принятие христианства и его распространение

Решение о введении на Руси новой религии Владимир принял, по всей вероятности, под влиянием тенденций распада родоплеменных отношений и замене их территориальными, что приводило к децентрализации государства. Принятие новой веры преследовало идеологические цели и должно было привести к консолидации русских земель.

Существует две легенды, связанные с принятием христианства:

  • легенда о «выборе веры»;
  • «корсуньская легенда».

Легенда о «выборе веры» гласит о том, как Владимир принимал послов от государств разных конфессий и сам отправлял посольство. Христианство по византийскому обряду понравилось еще больше всего, во многом, из-за красоты богослужений. Однако в выборе религии Византии бо́льшую роль сыграли политические мотивы – стремление приблизиться к одному из самых сильных государств того периода. «Корсуньская легенда» повествует о том, что император Византии Василий попросил у Владимира военную помощь при подавлении восстания Фоки, а в обмен русский князь попросил руки сестры императора. Русское войско было прислано, восстание подавлено, а обещания своего Василий не сдержал. В ответ на это Владимир с войском начали осаду Корсуни и через некоторое время взяли ее. Князь пригрозил, что дойдет до Константинополя, и Василий уступил: прислал свою сестру Анну и христианских священников. Прямо в Корсуни, по легенде, Владимир женился и принял православие.

По возвращению домой Владимир сначала провел крещение Киева. Летописи сообщают, что он скинул всех языческих идолов в Днепр, показывая, что они ничего не стоят. Была учреждена Киевская митрополия, а первым митрополитом считается Михаил, греческого или сирийского происхождения. Ему приписывается создание Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве. Также Владимир основывает Десятинную церковь, которая находилась на главной площади, рядом с княжеским дворцом. Она была построена византийскими мастерами по христианским традициям строительства храмов. Таким образом, начинается проникновение византийских обрядов на Русь.

На многих землях христианство насаждалось силой, попутно шло и уничтожение культовых сооружений язычников. Ярое сопротивление крещению оказали в Новгороде. Туда были посланы в 990 г. епископ Иоаким, воевода Добрыня и тысяцкий Путята, которые при посредничестве новгородского посадника Воробья Стояновича крестили Новгород.

Жители Ростова и Мурома сопротивлялись христианству до XII вв., например, первые два епископа, которые были посланы в Ростов, оказались изгнанными. Интенсивную деятельность развернул третий епископ – Св. Леонтий, сделавший много для утверждения православной религии в Ростове. Окончательно Ростов был крещен только при епископе Исайе в 1070-х гг.

Мощное сопротивление христианству на Северо-Востоке Руси сделало ее неофициальным оплотом язычества, куда начали переселяться наиболее стойкие язычники. Однако представляется более вероятным, что сопротивление было в большей мере Киеву, чем христианству.

Около 1000 г. викинг-христианин Торвальд Кондрассон крестил Полоцк, получив от византийского императора Василия грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Епархии были основаны не только в Киеве, но и в других городах, таких как:

  • Новгород;
  • Чернигов;
  • Переяславль Южный;
  • Белгород;
  • Полоцк.

Сложность понимания раннего русского христианства состоит в том, что не все источники можно правильно интерпретировать. Дело в том, что многие ранние произведения переписывались поздними летописцами, которые меняли эти тексты в угоду официального учения. Удавалось им это не всегда, поэтому в некоторых источниках можно найти следы ранних эпох и проследить, как толкования накладывались друг на друга. Языческие верования накладывали свой отпечаток на понимание христианства на Руси, которое приобретало свою специфику.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot