Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Президент РФ как субъект внешнего контроля

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Президент РФ как субъект внешнего контроля
Содержание статьи

Президент РФ как субъект внешнего контроля

Замечание 1

Президент РФ — это основной субъект системы государственного внешнего контроля с учетом его конституционных полномочий.

Орган власти и государство не могут нормально функционировать без формирования адекватной системы управления и контроля. Контроль Президента основан на организационно-правовом конституционном ресурсе главы государства. Это стратегически важный фактор повышения эффективности управления и контроля, гарант развития РФ и обеспечения ее безопасности.

Внешний контроль подразделяется на следующие виды:

  • президентский;
  • парламентский;
  • правительственный;
  • судебный.

В основе внешнего (вневедомственного) вида контроля субъект управления и подконтрольный орган находятся в разных функциональных системах, вследствие чего выстраивается соподчиненная цепочка. Одна функциональная система контроля представлена Президентом, Администрацией Президента и другими субъектами внешнего контроля, а подконтрольные региональные и федеральные органы исполнительной власти, чья деятельность выступает объектом контроля Президента, — это иная система.

Особое значение внешнего контроля заключается в конституционных стратегических полномочиях главы государства, который обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование всех органов и уровней государственной власти (ст. 80 Конституции). Соотношение между процессами управления и контроля является соотношением между целым и частью, так как контроль — это часть, элемент, функция управленческой деятельности. Цель управления — получение ожидаемого результата субъектом управления, а цель контроля — установление реального положения в подконтрольном органе (субъекте управления), чья деятельность выступает объектом контроля.

Президент, согласно Конституции (ст. 10), не входит в систему органов государственной власти, а является главой государства, занимая особое место. Конституция возлагает на главу государства задачу по обеспечению координации органов государственной власти, так как именно Президент обеспечивает согласованное функционирование государственных органов и их деятельность, выступает в качестве арбитра.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Президент наделен сущностными полномочиями, это авторитетный глава государства, который является воплощением системы исполнительной власти, ее верхушкой.

Особенности президентского контроля

В общей системе госконтроля внешний государственный контроль занимает особое, главенствующее место. Президентский контроль — это только часть системы государственного контроля, который дополняет другие виды контроля. Это основополагающий компонент, обеспечивающий координацию, единство и взаимодействие всех видов контроля при осуществлении их деятельности. Президентский контроль, по решению главы государства, могут осуществлять субъекты, принадлежащие данной системе контроля. К субъектам контроля относятся органы, подразделения, должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями в сфере контроля.

Субъект управления, поставивший задачу перед иным субъектом контроля, может быть внешним или внутренним. Президент по отношению к Администрации Президента является внутренним субъектом, а по отношению к деятельности органов исполнительной власти — внешним субъектом.

К системе президентского контроля относится Администрация Президента, созданная для обеспечения деятельности Президента и осуществления контроля за исполнением принятых им решений. Администрация также контролирует процесс реализации федеральных законов и решений, принятых Президентом. Ведущим и основным рабочим субъектом системы контроля является Контрольное управление Президента.

Замечание 3

В субъектах РФ президентский контроль осуществляют полномочные представители Президента в федеральных округах и их аппараты, главные федеральные инспектора.

Понятия «система президентского контроля», «президентский контроль» связаны с организационной и правовой деятельностью Президента (системообразующего субъекта функциональной системы контроля) и Администрации Президента. Предметом президентского контроля выступают ведущие, основные направления деятельности подконтрольных органов по исполнению федеральных законов, распоряжений, указов, иных решений, принятых Президентом. Особенностью президентского контроля является то обстоятельство, что он контролирует деятельность всех федеральных министерств, ведомств, региональных подразделений, органов исполнительной власти субъектов Федерации, должностных лиц и организаций.

Органы, осуществляющие президентский контроль, следят за полнотой и своевременностью исполнения подконтрольными органами требований посланий Президента Федеральному Собранию, федеральных законов, утвержденных федеральных программ, концепций, стратегий, указаний и поручений главы государства.

Цели президентского контроля

Цели президентского контроля закономерно вытекают из актуальных целей и задач государства, общества и каждого гражданина, сопряженных с необходимостью обеспечения национальной безопасности и улучшения социально-экономической ситуации.

Целью президентского контроля является:

  • выявление отклонений на основных направлениях административно-исполнительной деятельности подконтрольных органов, в финансово-экономической сфере;
  • принятие мер по их своевременному и качественному устранению и предупреждению;
  • обеспечение исполнения подконтрольными органами требований федеральных законов, распоряжений, указов, указаний и поручений главы государства.

В ходе президентского контроля устанавливаются отклонения, определяются узкие места в управленческой деятельности подконтрольных органов, условия и причины допущенных или совершенных нарушений, принимаются меры по их устранению и недопущению в будущем. Достижение данной цели является содержанием контрольной и управленческой деятельности Президента как субъекта внешнего контроля.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис