Под уголовным процессом может пониматься:
- уголовно-процессуальная деятельность как разновидность правоприменения;
- совокупность норм уголовно-процессуального права;
- отрасль научного знания;
- учебная дисциплина.
В каждом из этих значений уголовный процесс может быть охарактеризован через свой предмет и методы (в философском и юридическом смысле).
Предмет – вещь, явление или состояние, на осмысление которых направлено рассуждение.
Метод – способ познания предмета.
Уголовный процесс как деятельность
Под уголовно-процессуальной деятельностью понимается урегулированная законом совокупность активных действий и решений участников уголовного процесса. Уголовный процесс осуществляется при широком усмотрении правоприменителей – дознавателей, следователей, прокуроров, суда и пр. Отношения, возникающие между участниками в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, называются уголовно-процессуальными.
В уголовном процессе как властной деятельности можно выделить общий и частные предметы:
- Общий предмет – это то, по поводу чего возникает уголовный процесс, а именно предполагаемое совершение лицом уголовно-наказуемого деяния. Уголовный иск формируется стороной обвинения и рассматривается судом, который вправе как признать лицо виновным, так и оправдать его.
- Частный предмет – это сопутствующие принятию решения по вопросу виновности отношения: применение мер пресечения, рассмотрение ходатайств и жалоб. В своей совокупности деятельность по сопутствующим процессу вопросам позволяет соблюсти баланс частных и публичных интересов.
Метод уголовно-процессуальной деятельности сочетает в себе публичные и диспозитивные начала:
- публичный метод проявляется в закреплении обязанностей участников процесса, невозможности их действовать по собственному усмотрению, а обязательности предписаний закона (например, отмена приговора при наличии безусловных оснований, освобождение из-под стражи при превышении сроков ареста);
- диспозитивный (дискреционный) метод означает, что участники процесса в некоторых случаях могут проявлять свою юридически значимую волю (например, при принятии процессуальных решений, заключении досудебных соглашений, примирении сторон, отказе прокурора от обвинения).
Иногда говорят и том, что метод уголовного процесса как вида деятельности – состязательный: стороны, представляющие разные позиции по одному вопросу (виновности, необходимости применения мер пресечения), представляют свои доводы независимому арбитру – суду, который вправе по собственному усмотрению разрешить спор сторон.
Уголовный процесс как отрасль права
Будучи совокупностью правовых норм, уголовный процесс также характеризуется предметом и методом регулирования.
В качестве предмета регулирования выступают однородные по своей природе общественные отношения, возникающие в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности (как по рассмотрению обвинения, так и по частным вопросам судопроизводства). Следовательно, предмет отрасли уголовно-процессуального права – уголовно-процессуальные отношения между участниками процесса, в рамках которых субъекты имеют права и обязанности и несут уголовно-процессуальную ответственность.
В рамках отрасли уголовного процесса используются методы дозволения, обязывания и запрещения:
- метод дозволения – когда участники процесса вправе по своему усмотрению совершать определенные действия и принимать решения. Дозволение для властных участников процесса также именуется дискрецией, или усмотрением;
- метод обязывания – когда участники процесса обязаны совершить определенные законом действия или принять решения. К примеру, суд, в который дело направлено по подсудности, обязан принять его к рассмотрению; при производстве обыска следователь обязан предъявить судебное решение, санкционирующее это следственное действие;
- метод запрещения – когда участники не вправе совершать определенных действий. Так, закон не допускает в ходе допроса задавать наводящие вопросы, допрашивать лиц, обладающих свидетельским иммунитетом.
Сочетание императивных и диспозитивных методов в нормах уголовно-процессуального права позволяет сделать вывод, что данная отрасль является публичной, т. е. в ней преобладают властные предписания, а не усмотрение сторон.
Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина
Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина направлен на научное осмысление уголовно-процессуальной деятельности и регулирующих ее уголовно-процессуальных норм, он представляет собой совокупность теорий, доктрин, школ, концепций, научных взглядов на сущность процесса в целом и отдельных его институтов.
В рамках науки уголовного процесса используется широкий арсенал методов:
- мировоззренческие (метафизика и диалектика, материализм и идеализм);
- общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, эксперимент);
- частнонаучные (исторический, системный);
- собственно-юридические (методы толкования, формально-юридический, сравнительно-правовой).