Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, основанный на применении комплекса юридических правил и средств, закрепленных в нормативно-правовых документах, и обеспечивающий порядок общественных отношений для удовлетворения интересов субъектов права.
Он выражается в специфике гарантий и способов его реализации, особенностях ответственности при нарушении его требований, основывается на действии общих принципов, которые сводят все его элементы в одну систему упорядоченного характера.
Правовые режимы строго санкционируются либо устанавливаются государством, к примеру:
Правовой режим является самостоятельным правовым средством государства, применяемым в целях обеспечения гражданской безопасности, защиты конституционного строя, в форме специального регламента деятельности правовых субъектов, который предназначен для разрешения особенных задач либо обеспечения работы публичных властных субъектов при особенных обстоятельствах.
По мнению С.С. Алексеева, правовой режим является порядком урегулирования, выражающимся в комплексе средств права, которые образуют особенное сочетание взаимодействующих меж собой запретов, дозволений, а также позитивных обязательств.
По мнению Кашина Б.А., правовой режим является одним из проявлений нормативности права, но на высочайшем уровне. Он объединяет в единую конструкцию комплекс конкретных средств права, продиктованных особыми целями.
Расхождение во взглядах ученых, которые занимаются изучением феномена «правового режима» как в определении самого его понятия, так и в его структуре и функционале, отражает неоднозначность и дискуссионность восприятия этого явления права ввиду его многоаспектности и сложности.
Классифицируют правовые режимы не ограничено, такая классификация является многоступенчатой, но выделяются следующие основные виды:
По сфере действия;
В зависимости от территориальных масштабов: локальные, муниципальное, региональные, федеральные;
По правовым отраслям:
По предмету регулирования;
В зависимости от продолжительности действий;
В зависимости от оснований установления;
Правовые режимы обладают следующими основными признаками:
Нормативный правовой базис режима регулирования находится в зависимости от характера и разновидности правового режима. Режимы, которые предусматривают ограничения в правосубъектности организаций и граждан, могут быть установлены лишь федеральным законодательством. Указы Президента РФ, акты Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , акты других органов исполнительной власти применимо к таким режимам осуществляют правоприменительную функцию, включая предусмотренный законом режим на конкретной территории, закрепив определенные режимные правила.
Для региональных режимов, которые регулируют состояние объектов, являющихся подведомственными субъектам РФ, нормативным правовым базисом выступили законы и другие акты на уровне субъектов РФ. Местные режимы, которые действуют на территории муниципальных образований, могут быть введены актами органов МСУ.
Структурное строение правового режима включает такие элементы, как: носитель режима, правовые средства режима, правила режима, статусы субъектов режимного урегулирования, система юридических и организационных гарантий.
В форме носителя режима выступают: