Нормативное правовое регулирование в сфере пожарной безопасности
Правовое регулирование в сфере пожарной безопасности — это принятие государственными органами власти нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности.
Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором с большой вероятностью исключается возможность возникновения, развития пожара, обеспечивается защита населения и материальных ценностей от неблагоприятного воздействия опасных факторов. Опасные факторы — это факторы, приводящие к отравлению, травмам, гибели людей, к материальному, экологическому ущербу. Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой пожарной защиты.
Основные нормативно-правовые акты в сфере пожарной безопасности:
- Конституция;
- Федеральное законодательство — ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (ред. от 11.06.2021), ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., ФЗ «О добровольной пожарной охране» № 100-ФЗ от 06.05.2011 г.;
- Указы Президента (по делам гражданской обороны, ликвидации последствий стихийных действий и чрезвычайным ситуациям, о совершенствовании государственного управления в сфере пожарной безопасности);
- Постановления Правительства (о федеральной противопожарной службе, о противопожарном режиме, о федеральном государственном пожарном надзоре);
- Приказы Министерств и ведомств (приказы МЧС, Росстандарта и др.);
- приказы органов исполнительной власти, подзаконные нормативные правовые акты органов власти субъектов, нормативные акты органов местного управления.
Противопожарное законодательство включает положения о проведении надзорно-контрольной деятельности в сфере пожарной безопасности. В данном законодательстве в зависимости от изменений в политике, эконмической ситуации и техническом прогрессе постоянно происходят уточнения, касающиеся процедуры надзора и контроля.
Федеральный закон «О противопожарной безопасности»
ФЗ «О противопожарной безопасности» является одним из основных законов, регулирующим пожарную безопасность. Согласно закону, пожарная безопасность — это состояние защищенности человека, его имущества, государства и общества от пожаров. ФЗ устанавливает общие правовые, социальные, экономические основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует отношения между государственными органами власти, органами местного управления, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Структурные образования пожарной охраны: государственная противопожарная служба (федеральная служба, служба субъектов РФ); муниципальная, ведомственная, частная и добровольная пожарная охрана.
Предметом пожарной проверки является: соблюдение требований пожарной безопасности в сооружениях, зданиях, на технологических установках, транспортных средствах, земельных участках, территориях, используемых гражданами и организациями в процессе осуществления своей деятельности, на опасных производственных объектах и лесных участках.
Субъекты РФ имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты по технике безопасности (в пределах компетенции), не противоречащие требованиям, установленным правовыми актами центральных органов РФ (ст. 20 ФЗ № 69-ФЗ).
Техническое регулирование в сфере пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В отношении объектов защиты, в отношении которых не предусмотрены требования пожарной безопасности, утвержденные нормативно-правовыми актами РФ и нормативной документацией по пожарной безопасности, создаются специальные технические условия, отображающие специфику обеспечения данных объектов пожарной безопасности и включающие совокупность важных организационных и инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Данные условия должны быть согласованы с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Современные аспекты правового регулирования в области пожарной безопасности
Современное противопожарное законодательство решает следующие задачи:
- регулирование системы процессуальных действий муниципальной пожарной охраны и государственной противопожарной службы;
- установление сроков, длительности и количества плановых проверок муниципальной пожарной охраны и противопожарной службы;
- создание процедур согласования противопожарных проверок с органами прокуратуры субъектов РФ;
- законодательное закрепление риск-ориентированного подхода при проверках среднего и малого бизнеса;
- формирование законодательной базы для предоставления быстрых и качественных услуг гражданам по лицензированию деятельности в сфере пожарной безопасности.
Все муниципальные и государственные органы пожарной безопасности предоставляют сведения в единый реестр учета проверок. Вся информация, полученная в результате проверок, находится на сайте Генеральной прокуратуры. Это позволяет соблюсти доступность и открытость информации по проведению проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Риск-ориентированный подход в системе надзора и контроля за деятельностью предприятия — это проведение государственного надзора в зависимости от класса опасности предприятия. Интенсивность, периодичность и продолжительность проверок зависит от категории риска, к которой отнесено предприятие. Такой подход позволяет сократить и оптимизировать издержки государства.
Категории риска и классы опасности предприятий определены Постановлением Правительства. Органы власти при определении категории риска учитывают степень ущерба при несоблюдении на оцениваемом объекте пожарных требований. К объектам высокой категории риска относятся детские лагеря и все образовательные учреждения. Организации, офисы, кафе, в которых находится не более 50 человек, относятся к зоне умеренного риска.