Роль правотворчества в регулировании общественных отношений
Правотворчество – осознанная, волевая, творческая деятельность наделенных специальными полномочиями лиц основным результатом которой являются нормы права.
Правотворчество, результаты которого воплощаются в различного уровня правовых актах, является средством управления общественными отношениями. Одним из признаков, отличающих демократическое и правовое государство является высокое качество правотворчества.
Выделяют два смысла правотворчества:
- узкий – процесс создания правового акта;
- широкий – включает все этапы, предшествующие созданию правового акта, а также его опубликование.
Основные функции правотворчества:
- создание правовых актов,
- ликвидация пробельности в праве;
- изменение правовых актов;
- отмена правовых актов.
Правотворчество оказывает непосредственное влияние на формирование правосознания общества. Подготовленный с соблюдением законов юридической техники правовой акт, отражающий потребности общества, имеет не только регулирующее, но и воспитательное значение, так как укрепляет авторитет права, повышает правовую культуру и правосознание граждан. В свою очередь, наличие в обществе высокого уровня правовой культуры и правосознания – один из факторов, обеспечивающих его стабильность.
Значение правотворчества для регулирования общественных отношений тем выше, чем более его результаты совпадают с объективными потребностями общества в регулировании определенного вида отношений.
Потребности общества, выступающих в качестве предпосылок процесса правотворчества, получили название правообразующих.
В целом обновление законодательства отражает актуальные общественные потребности в правовом регулировании. Благодаря активному правотворчеству сегодня удалось решить проблемы пробелов в праве во многих отраслях, избавиться от устаревших норм.
Правотворчество занимает ведущее место в правовой системе общества. Оно является неотъемлемым звеном механизма правового регулирования, так как именно в ходе правотворчества формулируются нормативные предписания, направленные на урегулирование тех или иных общественных отношений, на удовлетворение определенных интересов, находящихся в правовой сфере.
Правотворчество как государственная функция
Правотворчество является одной из важнейших форм деятельности любого государства по реализации его функций.
Признаки правотворчества как функции государства:
- предполагает исследование и анализ потребностей общества в правовом регулировании общественных отношений;
- представляет собой деятельность компетентных субъектов объем правотворческих полномочий которых определяется государством;
- осуществляется в процедурных формах, установленных государством,
- результатом является санкционирование, издание или изменение юридической нормы.
Два значения акта правотворчества:
- деятельность субъектов правотворческого процесса;
- результат правотворческой деятельности, принявший форму закона или иного правового акта.
Государство может делегировать часть своих правотворческих полномочий другим структурам, в том числе и негосударственным, например, местному самоуправления (только по вопросам местного управления) или коммерческим предприятиям (только локальные нормативные акты)
Таким образом, результат правотворчества должен удовлетворять интересам двух сторон: народа и законодателя, отражать достигнутый данным обществом уровень цивилизованности и правовой культуры. Только в этом случае эти результаты будут носить прогрессивный характер. Важное значение также имеет выбор оптимальной для результата правотворческой деятельности формы.