Общая характеристика принципов правотворчества
Правотворческая деятельность, обладая очевидным государственно-властным началом, связанным с тем что именно в рамках ее осуществления происходит установление общеобязательных правил поведения, регулирующих, в конечном итоге, все сферы и отношения человеческого взаимодействия, потенциально подлежащих такому регулированию, с необходимостью, опирается на определенные начала. Такие начала или основы, от которых субъект нормотворчества отталкивается в процессе своей деятельности, получили название принципов правотворчества.
Таким образом, рассматриваемая правовая категория может быть определена следующим образом:
Принципы правотворчества – основные начала осуществления уполномоченными органами правотворческих функций, отступление от которых в процессе соответствующей деятельности недопустимо.
Виды принципов правотворчества
К числу принципов правотворчества в юридической науке традиционно относят:
- Принцип гласности: сведения о деятельности правотворческих субъектов должны быть прозрачны и открыты для ознакомления всеми заинтересованными в получении соответствующей информации лицами;
- Публичность, как принцип правотворчества предполагает наличие взаимовыгодного диалога между субъектами правотворчества и субъектами регулируемых в процессе осуществления ими своих полномочий отношений и процессов, то есть обществом в целом или отдельными социальными группами;
- Принцип демократизма – активное практическое участие общества в обсуждении правотворческих инициатив, в результате которого достигается решение сразу двух задач: повышается общая удовлетворенность населения деятельностью органов государственной власти и содержанием принимаемых ими нормативно-правовых актов, а также растет уровень правовой культуры и грамотности населения страны;
- Законность, будучи основополагающим принципом всех государственно-властных процессов, применительно к правотворчеству предполагает то, что нормативно-правовые акты должны приниматься исключительно в пределах установленной соответствующими источниками правового регулирования полномочий и компетенций органов государственной власти и местного самоуправления;
- Принцип гуманизма – деятельность уполномоченных субъектов, связанная с разработкой и принятием нормативно-правовых актов должна быть подчинена достижению целей обеспечения гражданских прав, свобод и законных интересов, развития общества, повышения роли личности в обществе и т.д.;
- Принцип научности – деятельность властных структур по принятию юридически обязательных правил поведения в обществе должна соответствовать тем тенденциям и закономерностям, которые действительно существуют в развитии общества, экономических процессов, средствах производства и т.д., притом, что их актуальность подтверждается действенными научными методами;
- Профессионализм – работа по разработке проектов нормативно-правовых актов и их последующему принятию всегда должна осуществлять при непосредственном участии экспертов, специалистов, обладающих значительными профессиональными познаниями и опытом в сфере, регулирование которой предполагается осуществлять путем принятия нового или совершенствования уже существующего нормативно-правового акта.
Таким образом, анализ содержания основных начал правотворческой деятельности позволяет сделать вывод о достаточно широком круге их проявлений, а неукоснительное следование субъектов правотворчества предписаниям разработанных в юридической науке принципов правотворческой деятельности позволит обеспечить должный уровень качества, эффективности и реализуемости ее результатов.