Элементы правотворчества и правообразования
Правотворчество – это вид деятельность уполномоченных органов (государственные, муниципальные и пр.), связанный с разработкой и принятием нормативных правовых актов (НПА).
Правообразование – естественный исторический процесс формирования права, который происходит на основе:
- анализа и оценки сформировавшейся правовой действительности,
- выработке подходов и концепций по вопросам правового регулирования,
- разработка и принятие нормативных актов.
Очевидно, что правотворчество и правообразование соотносятся в виде части и целого. Правотворчество характеризуется в качестве основного средства управления общества, т.к. с помощью установленных и санкционированных на уровне государства НПА происходит закрепление общеобязательных правил поведения в обществе. Непосредственно при использовании права происходит создание благоприятных условий для стабильного развития и функционирования общества, происходит устранение социально вредных факторов.
Правотворчество является завершающим этапом правообразования.
Формирование права – это выявление различными субъектами (граждане, учреждения, организации и иные члены гражданского общества) проблем в следующем виде – несовершенные, малоэффективные юридические нормы, ведущие к правовым конфликтам, сюда же относится отсутствие юридических норм, необходимых для регулирования определенных отношений в силу сложившихся юридических особенностей. Данный процесс непосредственно связан с осознанием определенной частью общества необходимости правового регулирования определенных отношений, или внесения корректив в них.
Внесение в компетентный правотворческий орган предложений, связанных с совершенствованием его правовых актов является завершающим этапом в формировании права.
Особенности законотворческого процесса в РФ
Законодательный процесс представляет составную часть процесса правотворчества, в него входит ряд стадий. Процесс начинается с законодательной инициативы, которая материализуется в форме предложений или законопроекта, его рассматривает высший законодательный орган.
На основании ст. 104 Конституции, право официальной законодательной инициативы имеется у Президента, Совета Федерации и его членов, депутатов Государственной Думы, Правительства, законодательных (представительных) органов, действующих в субъектах. А также у Конституционного Суда и Верховного Суда по вопросам, которые отнесены к их ведению.
Внесение законопроекта осуществляется в Государственную Думу, происходит его обсуждение, в процессе несколько чтений (обычно трех) в допускаются корректирование законопроекта в виде поправок, изменений, дополнений или исключений. Принятие закона осуществляется посредством голосования депутатов законодательного органа. Далее следует обнародование законов.
Источник официального опубликования – это первая публикация полного текста акта в утвержденных изданиях, к которым относится «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета».
Как закреплено в ст. 73 Конституции, субъекты РФ наделены полнотой государственной власти по вопросам регионального значения. На основе ч. 4 ст. 76 Конституции, предусмотрено законотворчество субъектов РФ по вопросам, которые отнесены к их ведению. Как правило, законы и иные НПА субъектов не могут вступать в противоречие с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Если такое противоречие имеется, то согласно ч. 5 ст. 76 Конституции закон субъекта РФ применению не подлежит. В таком случае применяются нормы федерального законодательства.