Общая характеристика источников правотворчества
Правотворческая деятельность независимо от формы всегда связана с созданием новых или совершенствованием уже существующих правил, регулирующих общественные отношения. При этом обязательным условием осуществления соответствующей нормотворческой деятельности является соответствие ее результата уже существующему в государстве нормативно-правовому массиву регулятивных предписаний изданных ранее.
Правотворческая деятельность всегда реализуется с опорой на уже действующие юридические источники правового регулирования, совокупность которых, помимо основной функции, реализуемой в процессе воздействия на поведение субъектов права, выступает и источником правотворческой деятельности.
При этом необходимо помнить то, что в юридической науке источники права традиционно понимаются в двух аспектах – материальном и юридическом.
Источник права в материальном смысле – социально-экономические и политические процессы, существующие в обществе во всем своем многообразии, которые обладают свойством потребности в правовом регулировании.
Таким образом, источники права в материальном смысле выступают в качестве источников правотворчества постольку, поскольку именно в них заключается объект правотворческой деятельности. Иными словами, выступающие в качестве результата правотворчества нормы права, воздействуют, в конечном итоге, именно на источники права в материальной смысле.
Источники права в юридическом (формальном) понимании – способы внешнего выражение правовых норм, в результате которого они и приобретают свое общеобязательное значение.
Значение формальных источников права в качестве источников правотворчества, как было отмечено ранее, заключается в потребности соответствия вновь создаваемых правовым предписаниям, системе уже существующих.
Нормативно-правовой акт как источник правотворчества
Традиционно в юридической науке имеет место выделении в качестве источников права четырех форм выражения нормативных предписаний:
- Нормативный договор;
- Правовой обычай;
- Судебный прецедент;
- Нормативно-правовой акт
При безусловной важности всех из них, наибольшее значение в качестве источника правотворчества имеет последняя разновидность, то есть нормативно-правовой акт.
Представляется важным рассмотрение ряда свойств нормативно-правового акта, характеризующим его свойства в качестве источника правотворческой деятельности:
- Издание нормативно-правовых актов обладает свойством оперативности, в связи с чем, изменение существующих в государстве общественных отношений вызывает относительно быстрое изменение существующего нормативного массива. Следовательно, правотворческий процесс всегда должен сопровождаться оценкой актуальности тех нормативно-правовых актов, содержание или реализация которых могут быть затронуты принятием новой нормы;
- Нормативные акты всегда систематизированы по юридической силе, соответственно результат правотворческой деятельности обязательно должен «вписываться» в уже существующую систему нормативно-правового регулирования;
- В подавляющем большинстве случаев правотворческие полномочия соответствующих субъектов закрепляются в содержании действующих нормативно-правовых актов. Более того, сама нормотворческая процедура может осуществляться только в нормативно установленных порядке и условиях.
- Нормативно-правовыми актами устанавливаются основания и порядок вступления вновь принимаемого юридического акта в силу, несоблюдение которых влечет крайне негативные последствия в виде невозможности использования результата правотворческой деятельности на практике.