Понятие и признаки актов правотворчества
В отечественной правовой науке традиционно признается исключительно высокая роль правотворчества в вопросах регулирования общественных явлений и процессов, а также существующих между членами социальных групп правовых отношений.
В этой связи отмечается и высокий интерес исследователей к вопросам связанным с актами правотворчества, которые в свою очередь принято понимать в двух значениях.
Так, акт правотворчества, как процесс функционирования компетентных органов и должностных лиц определяется следующим образом:
Акт правотворчества представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на издание правовых норм.
В свою очередь, во втором понимании, как результат описанной выше деятельности, акт правотворчества понимается так:
Акт правотворчества – результат деятельности органов государственной власти наделенных полномочиями по разработке и принятию нормативно-правовых актов, выраженный в виде конкретного юридического документа, обладающего юридической силой.
Несмотря на справедливость обоих подходов к пониманию дефиниции правотворческого акта, для отечественной правовой науки более привычным является второй подход, в рамках которого под актом правотворчества понимается некий объективно-выраженный нормативно-правовой акт, оформляющий предписание правотворческого субъекта, в содержащихся в нем юридических нормах.
Акт правотворчества в системе социальных регуляторов отличает ряд особенных признаков, в числе которых принято называть:
- Акт правотворчества создается в результате соответствующей деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц, либо принимается всенародным голосованием – референдумом.
- Содержание актов правотворчества представлено нормами права, то есть общеобязательными правилами общего характера, реализация которых гарантируется силой государственного принуждения.
- Акты правотворчества составляют систему источников правового регулирования;
- Нормативно-правовые акты обладают внутренней структурой, наличие которой обуславливается необходимость использования акта широким кругом правоприменителей. Иными словами, нормы в правотворческих актах группируются в предметные главы, разделы, параграфы;
-
Рассматриваемые акты на заключительной стадии нормотворчества оформляются в виде официального государственного документа, обладающего собственными обязательными атрибутами:
- Наименование акта: закон, приказ, постановление и т.д.;
- Наименование принявшего органа: Государственная Дума, Президент, Законодательный орган Субъекта РФ и т.д.;
- Дата принятия, номер акта, и т.д.
Виды актов правотворчества
В основании ключевой классификации актов правотворчества лежит признак их юридической силы, в зависимости от которых принято выделять следующие виды нормативно-правовых актов:
- Конституция государства – принимаемый в особом порядке нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, нормы которого закрепляют основы государственного устройства и правового положения личности в обществе;
- Конституционные законы – принимаются высшим законодательным органом государства в целях урегулирования вопросов, круг которых определяется предписаниями Конституции;
- Законы – аналогично Конституционным законам, принимаются высшим законодательным органом государства, но по более широкому кругу общественно-значимых вопросов;
- Подзаконные акты органов исполнительной власти – принимаются в целях реализации в процессе деятельности компетентных правоприменительных органов предписаний действующего законодательства, либо носят служебный характер, устанавливая состав, структуру и полномочия органов государственной власти. Издаются в форме постановлений, приказов, инструкций и т.д.;
- Акты органов государственной власти субъектов федерации – в качестве правотворческого акта характерны для государств с федеративной формой территориально-государственного устройства.