«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.
«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
- Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
- Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
- власть народа должна носить реальный представительный характер;
- права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
- наличие и соблюдение принципов такого государства.
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
- суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
- демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
- большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
- разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
- наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
- многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
- гласность действий государственных органов;
- контроль населения страны над властными структурами.
Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
- Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
- Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
- власть народа должна носить реальный представительный характер;
- права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
- наличие и соблюдение принципов такого государства.
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
- суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
- демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
- большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
- разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
- наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
- многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
- гласность действий государственных органов;
- контроль населения страны над властными структурами.
Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.