Классификация специфических черт правового государства
Из концепции правового государства можно выделить довольно обширный перечень признаков, которые характеризуют государство именно как правовое. Фактическое наличие данных признаков (в той или иной степени) позволяет говорить о том, относится ли государство к правовым, и если нет, то насколько близко оно к данному правовому идеалу.
Правовое государство обладает всеми признаками государства как публично-правовой организации, а именно:
- в нем функционируют институты публичной власти;
- оно принимает обязательные для применения нормы;
- оно использует принуждение для реализации собственной воли;
- его существование обеспечивается за счет сбора налогов, использования вооруженных сил.
Особо следует подчеркнуть, что правовое государство – не синоним гражданского общества, под которым понимается совокупность негосударственных, не публично-правовых институтов, участвующих в общественной жизни.
Всю массу специфических черт правового государства можно объединить в четыре большие группы:
- характеризующие организацию государственной власти – «господство права»;
- характеризующие отношения органов государственной власти друг с другом – «разделение властей»;
- характеризующие положение личности по отношению к государству – «взаимная ответственность»;
- характеризующие положение личности по отношению к другим индивидам – «равенство граждан».
Господство (верховенство) права
Под господством права понимается:
- правовая организация государственной власти, т. е. определение статуса органов государственной власти, порядка их формирования и компетенции в правовых актах, принятых в рамках соответствующей процедуры;
- правовой характер принимаемых законов, т. е. их разумность и справедливость, соответствие естественным правам личности, исполнимость и формальная определенность;
- связанность органов государства принятыми законами и подзаконными актами (не только федеральными, но и региональными);
- верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов и соответствие законов общепризнанным принципам и нормам международного права.
Доктрина разделения властей
Доктрина разделения властей подразумевает разделение всей массы государственно-властных полномочий на три большие группы: по принятию законов, по их исполнению, по разрешению юридических споров.
Важным элементом разделения властей применительно к правовому государству является обеспечение независимости судебной власти и гарантий справедливого правосудия, осуществляемого в разумный срок.
Взаимная ответственность личности и государства
В правовом государстве личность наделяется широким спектром личных, политических, социально-экономических и культурных прав, которые должны обеспечиваться и гарантироваться государством.
Еще одна важная функция государства – создание системы защиты нарушенных прав и свобод граждан и их объединений, в том числе судебной. Кроме того, государство должно предусмотреть и механизмы защиты граждан от незаконных действий самих представителей власти.
Таким образом, государство обладает не только властными полномочиями над лицами, находящимися под его юрисдикцией, но и несет перед ними ответственность за обеспечение правовой защищённости.
Граждане в правовом государстве не только вправе претендовать на определенные блага, обеспечиваемые государством, но и несут перед ним разнообразные обязанности, в частности:
- обязанность соблюдать принятые законы;
- обязанность платить законно установленные налоги;
- обязанность по защите государства от внешних и внутренних угроз;
- обязанность охранять окружающую среду.
Равенство граждан
Равенство граждан, или их равноправие, – одно из проявлений идеи справедливости, заложенной в концепцию правового государства.
Общеобязательность правовых требований, закрепленных государством, понимается как распространение закона на всех без исключения лиц, подпадающих под его действие. Это, однако, не исключает возможности установления различных правовых режимов и предоставления преференций, привилегий.
С другой стороны, равенство должно существовать не только перед законом, но и перед судом, с тем чтобы требования закона не оставались на бумаге, а воплощались в реальных общественных отношениях.
И если первоначально равенство рассматривалось с точки зрения имущественного и должностного положения, то теперь его понятие расширилось за счет запрещения дискриминации по любым отличительным признакам, в том числе расе, национальности, полу, социальному положению, состоянию здоровья, возрасту.