Понятие политического преступления
Один из классиков философской мысли – древнегреческий философ Аристотель, чьи воззрения на саму сущностную основу политической организации, пройдя сквозь толщу времени, дожили и до наших дней, проводил классификацию политических преступлений на две группы по основанию преследуемых политическими преступниками целей, полярных друг другу и определяемых как усиление или ослабление государства. Он утверждал, что основная цель государственного переворота заключается в усилении или же ослаблении государственного строя.
Тенденциозное проявление политической преступности прослеживается на протяжении довольно долгого периода существования Российского государства и затрагивает сразу несколько исторических периодов, беря своё начало ещё со времён царской России и проявляясь впоследствии уже в СССР.
Трансформация политической преступности в определённых формах и видах происходит и сегодня. Несмотря на широкую распространённость, криминологический аспект данного вида преступности действующим уголовным законодательством РФ не рассматривается. Общественная опасность, исходящая от политических преступлений, должной оценке также не подвергается. Вместе с тем, динамика развития политической преступности на протяжении нескольких исторических периодов свидетельствует о многократном превосходстве вреда от неё, по сравнению с общеуголовной и иной преступностью, в большей степени изученных с криминологической точки зрения. Впервые попытки осмыслить особенности и характеристики политической преступности через призму криминологического видения преступного поведения предприниматься уже после распада Союза, с началом «лихих девяностых».
На современном этапе проблема ответственности за политические преступления продолжает оставаться весьма актуальной, несмотря на то, что общее количество подобных деяний может показаться незначительным. В связи с большой общественной опасностью политических преступлений, меры, направленные на их противодействие, выступают одним из важнейших сфер деятельности правоохранительных органов. Применяемое уголовное законодательство, которое устанавливает ответственность за указанные преступления, имеет огромное предупредительное и политическое значение.
Политическая преступность представляет собой злоупотребления со стороны представителей власти, которые оказывают влияние на политические настроения в обществе или расстановку политических сил в стране. Это организация террористических актов, заказных убийств или иных насильственных посягательств против политических противников. Наиболее опасным проявлением политической преступности для общества стоит обозначить сращивание государственного аппарата и организованной преступности.
Личность политического преступника
Политический преступник обладает следующими особенностями личности:
- ему свойственно открыто выражать свои намерения относительно совершения политического преступления, он способен на публичные признания, в то время как преступник общеуголовный, чаще всего, скрыто готовит совершение преступления и как следствие отрицает свое участие в совершенном преступлении;
- политическим преступником оспаривается легитимность норм, которые были им нарушены, тогда как обычным преступником это признается в принципе;
- целью совершения политического преступления является изменение установленных в обществе и государстве правовых и моральных норм, что полностью отсутствует при совершении преступления обычным преступником;
- действия политического преступника являются бескорыстными, чего нельзя сказать об обычном преступнике, преследующем эгоистические интересы.
В качестве главного и обязательного признака политического преступника выступает политическая мотивация его преступной деятельности.
Виды политических преступлений
С позиции уголовного права к политическим преступлениям стоит относить, в первую очередь, насильственные преступления против общественного строя, такие как:
- посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля, совершенное с целью прекратить его государственную или иную политическую деятельность (ст. 277);
- насильственное удержание или насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ, направленное на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278);
- вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 278);
- публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280).
Таким образом, политические преступления можно условно разделить на три вида:
- преступления, которые совершаются отдельными группировками или лицами по политическим мотивам, направленные против действий легального конституционного строя (государства) или его законных представителей;
- преступления, которые совершают отдельные лица или группы лиц, имея политические мотивы, против имеющихся политических конкурентов. В данном случае стоит говорить о насильственном захвате власти или ее удержании, насильственном изменении конституционного строя, публичном призыве к таким преступлениям, а также имеет место государственная измена и другие деяния, предусмотренные главой 29 УК РФ;
- преступления, которые совершает правящая группировка тоталитарного режима, преследуя собственные политические цели, направленные против народа, конкретных лиц и политических партий. Здесь речь идет о тоталитарном режиме, как разновидности политического режима.