В борьбе с правонарушениями самым важным методом являются административные способы борьбы.
В Российской Федерации действует специальный Федеральный закон в области профилактики правонарушений. Закон о профилактике направлен на установление правовых и организационных основ системы профилактики правонарушений, общих правил ее функционирования, базовых принципов, направлений, видов предупреждения преступности и профилактической формы влияния, авторитета, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений а также определения лиц, причастных к предупреждению административных правонарушений.
Основания для осуществления профилактики преступности в соответствии с Законом о предупреждении является применение специальных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 16).
Понятие профилактики правонарушений
Согласно статье 2 Закона, профилактика правонарушений - комплекс мер социального, правового, организационного, информационного, а также иного характера, которые направленны на выявление и устранение причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений, и оказания воспитательного воздействия на отдельных лиц в целях недопущения совершения правонарушений или асоциальных форм поведения.
Направления профилактики правонарушений
Законодательно закреплены направления в области профилактики правонарушений:
- В первую очередь это защита личности и государства от негативных посягательств;
- Борьба с безнадзорностью и беспризорностью;
- Установление профилактического учета лиц, которые склонны к совершению правонарушений;
- Минимизация последствий чрезвычайных ситуаций различного характера;
- Способствование поддержанию охраны общественного порядка;
- Борьба с противоправным оборотом наркотиков и психотропных веществ;
- Противодействие терроризму и экстремистской деятельности;
- Защита всех форм собственности;
- Борьба с коррупционными проявлениями, и ликвидации их причин;
- Повышение уровня правовой грамотности и развития правового сознания граждан (статья 6 Закона о профилактике).
Правонарушения невозможно искоренить, если бороться непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество возможно и необходимо. Вполне очевидно, что количество опасных ответственностью актов значительно возросло бы, если бы они не были запрещены, или они будут установлены неэффективные санкции, или, если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно.
Так же одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений.
Под юридической ответственностью необходимо понимать:
- обязательное наказание, за совершение правонарушения;
- реализацию санкции, которая установлена законом;
- меру государственного принуждения;
- реакцию общества на правонарушение;
- обязанность претерпеть лишения;
- обязанность, которая принудительно исполняется;
- обязанность нарушителя дать отчет в своих действиях.
КоАП РФ определяет, что административной ответственности подлежат физические и юридические лица, должностные лица, несовершеннолетние граждане (возраст наступления ответственности – 16 лет), военнослужащие и иные лица, на которые действует сфера уставов дисциплины, а также иностранные граждане.
Таким образом административная ответственность за правонарушения – это употребление органами государственной власти определенных законодательством мер по наказанию и воздействию на лиц, по вине которых наступили негативные последствия.