Меры ответственности за нарушение норм экологического права
В практическом применении, наука обладает следующими видами юридической ответственности:
- гражданско-правовая;
- дисциплинарная;
- административно-правовая;
- уголовно-правовая.
Ответственность за экологическое правонарушение является правоотношением между государством (специально уполномоченные органы) и лицом (физическое, должностное, юридическое), которое совершило экологическое правонарушение. По отношению к такому лицу применяется меры государственного принуждения в виде определенных лишений (личный, имущественный, организационный характер) за нарушение норм экологического законодательства.
Основание юридической ответственности заключается в совершении экологического правонарушения – виновное противоправное деяние (в виде действия или бездействия), нарушающее установленные нормы в области экологического законодательства.
Исключение из общего правила – привлечение к ответственности за правомерное поведение при причинении вреда в результате использования источников повышенной опасности (объекты атомной энергетики, опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения), при этом причинитель вреда обязан возместить вред в соответствии с действующим законодательством.
Еще одним случаем причинения вреда в результате деятельности, которая не содержит состав преступления, являются крайняя необходимость (ст. 39 УК) или обоснованный риск (ст. 41 УК). Указанные обстоятельства представляют основание для освобождения от ответственности.
Вопросы квалификации
Один из сложностей в определении меры ответственности заключается в трудности квалификации экологических правонарушений на уголовные преступления и административные проступки.
В уголовном и административном кодексах присутствуют схожие составы по способам описания диспозиций правовых норм. В качестве примера можно обратиться к ст. 8.1 КоАП и ст. 246 УК. В обоих случаях наступление ответственности происходит за нарушение правил охраны окружающей среды на разных стадиях хозяйственной деятельности: проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация предприятий и иных объектов. Разницу составляет лишь то, что для квалификации деяния в качестве преступления, требуется наступление вредных последствий – существенные изменения в радиоактивном фоне, причинение вреда здоровью людей (человека), массовая гибель животных, и другие тяжкие последствия.
Несмотря на то, что присутствует определенная схожесть конструкций в составов в преступлениях и административных правонарушениям, в диспозициях ряда статей имеются значительные различия. Так, при рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК) необходимо учитывать, что разграничение с административным проступком по ст. 8.28 КоАП производится по предмету.
Становится очевидным, что главным отличием экологических преступлений от административных правонарушений является большая степень общественной опасности преступлений. Помимо этого, они различаются по ряду признаков – объективная сторона, предмет и форма вины. Несмотря на это, в правоприменительной практике иногда возникают трудности в вопросах квалификации.
На основании норм ст. 72 Конституции РФ, законодательство об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, что фактически означает – субъекты РФ наделены правом установления своего перечня административных экологических правонарушений и санкции за их совершение, в дополнении к федеральному законодательству.