Безнадзорность несовершеннолетних является большой проблемой. На учете в правоохранительных органах стоит более десяти тысяч несовершеннолетних, которые совершили правонарушения.
В Российской Федерации уделяется пристальное внимание профилактике безнадзорности и совершению правонарушений. Данные понятия неразрывно связаны между собой. Поэтому борьба с безнадзорностью позволит эффективно бороться с правонарушениями.
Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений
Правовые основы профилактики безнадзорности и правонарушений:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о защите прав и свобод человека и основных свобод;
- Федеральный закон о профилактике правонарушений;
- Федеральный закон об основных гарантия ребенка;
- Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- и другие.
Таким образом, законодательная база в данной области является обширной. Данный вопрос также активно обсуждается в правовой доктрине.
Понятийный аппарат
Безнадзорность – недостаточность либо полное отсутствие контроля за несовершеннолетними.
Правонарушение - это противоправное, виновное и наносящее вред обществу деяние лиц или лица, которое влечет за собой правовую ответственность.
Согласно статье 2 Закона, профилактика правонарушений - комплекс мер социального, правового, организационного, информационного, а также иного характера, которые направленны на выявление и устранение причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений, и оказания воспитательного воздействия на отдельных лиц в целях недопущения совершения правонарушений или асоциальных форм поведения.
Сегодня большую роль играют комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения здравоохранения и органы опеки и попечительства. Данные органы представляют собой единую систему, которая осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и совершению правонарушений.Их главной задачей является предупредить безнадзорность, беспризорность, противоправные действия подопечных. Достижение этого возможно при осуществлении комплексного подхода в помощи детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Однако указанные органы не всегда справляются со своими обязанностями удовлетворительно. Зачастую их отношение безответственно, а должностные лица бездействуют. И в результате положение несовершеннолетних усугубляется, что способствует совершению правонарушений.То есть данные органы не осуществляют выполнение своих функцией, а создают видимость.
За последние пару лет безнадзорными несовершеннолетними было совершено огромное количество преступлений, которые совершены в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Своевременное предупреждение административного правонарушения могло бы предотвратить совершение более тяжких деяний. Субъекты профилактики в данной области не всегда срабатывают своевременно.
Для разрешения указанных проблем необходимо провести реформу взаимодействия органов, которые отвечают за профилактику безнадзорности и совершение правонарушений. Необходим детальный анализ условий, которые способствуют развитию безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так же необходимо надлежаще реализовывать меры профилактики, для борьбы с данными неблагоприятными и тесно связанными явлениями.
Представляется актуальным обратить особое внимание органам прокуратуры на данные категории. Надзор за деятельностью органов профилактики позволит устранить нарушения прав несовершеннолетних.