Общая характеристика системы механизма государства
Ключевой характеристикой любого государства, в котором находит свое отражение и развитие материальная составляющая внутреннего устройства государства выступает его механизм. При этом важнейшей чертой соответствующего механизма является его системность, т.е. строгая упорядоченность и тесная взаимосвязь структурных элементов – государственных органов, организаций, учреждений, и т.д.
Значение обозначенной системы органов на практике состоит в том, что они являются основными субъектами воплощения государственной власти вовне – именно посредством каждодневной деятельности разнообразных органов и институциональных подсистем государственного механизма, обеспечивается осуществление государством возложенных на него задач, производится упорядочение и охрана разнообразных общественных отношений, и т.д.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время, а также с учетом исторического опыта развития государственности в мире, принято выделять три основные модели построения системы механизмы государства:
- Централизованно-сегментарная модель, в рамках которой, в качестве органов государственной власти признаются только центральные органы, государственно-властное воздействие которых распространяется в масштабах всего государства (например, парламент, правительство, министерства в составе федерального правительства, и т.д.). В свою очередь органы власти на местах в некотором смысле «выносятся за рамки» механизма государства и признаются в качестве сугубо органов местного самоуправления, характеризуясь, в этой связи, наличием особой сферы территориального распространения власти и компетенцией на решение вопросов местного значения. Такого рода системы механизма государства особенно эффективны в условиях политической стабильности в стране, позволяющей без каких-либо проблем, делегировать решение вопросов местного значения в руки выборных органов на местах;
- Моноцефальная модель системы механизма государства, в условиях которой наблюдается единство системы государственных органов. Вся полнота государственной власти в такого рода системе передается лицу, находящемуся во главе моноцефальной системы (президенту, королю, председателю правительства, и т.д.), который, в свою очередь, делегирует часть государственно-властных полномочий нижестоящим органам. При этом формирование обозначенных нижестоящих органов, как правило, происходит не посредством применения выборных механизмов, а в результате назначения. Более того, при подобной модели организации даже органы местного самоуправления утрачивают присущую им в условиях демократических государств автономность, и также признаются в качестве элементов государственного механизма;
- Монотеократическая модель, более распространенная в прошлом, однако сохранившая свою значимость в некоторых современных странах. При такой модели организации, единовластие главы государства основывается не только на традициях и сохранении родовых порядков, но и на религиозных догмах. В этой связи, глава государства в такой ситуации, признается одновременно и высшим духовным лицом. В результате, окончательно утрачиваются начала сменяемости власти и разделения властей, а определенная религия признается в качестве государственной на законодательном уровне.
Элементы системы механизма государства
Ранее была приведена общая характеристика выделяемых в доктрине подходов к характеристике системы механизма государства. Следует отметить, что наиболее распространенной в современных, в особенности демократических государствах, выступает первая из названых – централизованно-сегментарная модель.
Тем не менее, независимо от того, о какой модели системы механизма государства идет речь в каждом конкретном случае, для соответствующих механизмов всегда присущи следующие компоненты:
- Государственные органы – элементы механизма государства, образующие государственный аппарат, и наделенные, в этой связи, определенными властными полномочиями, необходимыми для реализации тех или иных целей и задач государства;
- Государственные учреждения – конкретные организации, чаще всего не наделенные государственно-властными полномочиями в собственном смысле слова, однако, тем не менее, призванные осуществлять практическую деятельность в различных социально-значимых сферах: здравоохранении, образовании, социально-культурной сфере, и т.д.;
- Государственные предприятия – субъекты хозяйственной деятельности, сформированные для целей производства товаров, оказания услуг и выполнения различных работ, необходимых для удовлетворения общественных потребностей;
При этом следует обратить внимание на то, что основным элементом системы механизма государства выступает именно государственный аппарат, как совокупность органов государственной власти. В этой связи, проводя характеристику соответствующей системы, представляется целесообразным подробнее остановиться на анализе признаков и свойств названного аппарата.
Признаки государственного аппарата как элемента системы механизма государства
Как было отмечено выше, при изучении рассматриваемого вопроса, особую актуальность приобретает изучение свойств и особенностей государственного аппарата, к числу которых, в современной науке принято относить:
- Наличие у элементов государственного аппарата специальных полномочий, позволяющий обеспечивать принудительное исполнение государственной воли в требуемых случаях;
- Наличие в рамках системы механизма государства служащих, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления государственных целей и задач;
- Для системы государственного механизмы в целом, и государственного аппарат как его элемента присуща разветвленная внутренняя структура, с четким разделением функций и полномочий между различными структурными элементами.