Общая характеристика механизма социального государства
В условиях рыночной экономики необходимым условием предупреждения и снижения социальной напряженности, неизбежно возникающей в связи с разрывом уровня доходов богатых и бедных слоев населения, а также в связи с неравномерным распределением социальных благ, выступает проведение социальной политики, позволяющей говорить о той или иной стране как о социальном государстве.
С учетом обозначенной важности социального государства, в специальной литературе уделяется большое внимание изучению вопроса о механизме соответствующего государства, как постоянно действующего «координатора» доступных только ему инструментов защиты широких слоев населения, выраженных в деятельности разнообразных органов государственной власти и их должностных лиц.
В общем виде, механизм социального государства может быть охарактеризован как инструмент перераспределения доходов в условиях рыночной экономики, посредством системы предоставления социальных услуг и субсидий, вкупе с необходимым для их финансирования налоговым бременем.
Иными словами, реально действующий механизм социального государства позволяет слоям населения с низким уровнем доходов, повышать собственную долю в общественном потреблении благ, делая таковую более справедливой и достойной для каждого члена общества.
В то же время, необходимость научно-обоснованного изучения и законодательного совершенствования обозначенных механизмов обуславливаются тем, что такое перераспределение благ и доходов в условиях социального государства не должно способствовать устранению стимула к достижению более высоких доходов – в этой связи, помощь и поддержка в условиях социального государства должна оказываться только тем категориям граждан, которые реально нуждаются в таковой.
В свою очередь, в качестве основных элементов механизма социального государства могут быть названы:
- Социально-направленная государственная бюджетная политика (включая налоговую политику). В специальной литературе существует мнение о том, в наибольшей степени соответствует целям и задачам социального государства внедрение системы прогрессивного налогообложения, в соответствии с которой, степень налогового бремени различается в зависимости от уровня доходов конкретного гражданина. Считается, что такая система позволяет обеспечить «выравнивание» первичного перераспределения доходов, при неуклонном контроле государства за прозрачностью и легальностью соответствующих доходов;
- Пенсионное обеспечение, позволяющее гарантировать материальную поддержку гражданам, неспособным в силу возраста или состояния здоровья продолжать трудовую деятельность, за счет перераспределения в их пользу части доходов трудоспособного населения;
- Социальное обеспечение, предполагающее государственное участие в оказании материальной помощи гражданам, постоянно или временно утратившим трудоспособность, а равно гражданам с низким уровнем доходов, выраженное, в том числе, в предоставлении прямых материальных трансфертов.
Классическими примерами мер социальной поддержки, выраженных в прямых трансфертах нуждающимся слоям населения выступают пособия по безработице (неполной занятости), детские пособия, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг для определенных категорий населения, и т.д.
Система механизмов социального государства
Наряду с обозначенными выше инструментами, безусловно характерными для механизма социального государства, в специальной литературе обращается внимание на то, что система механизмов социального государства может быть представлена следующим образом:
- Финансово-бюджетный механизм, посредством внедрения и реализации которого на практике регламентируются вопросы образования и использования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения разнообразных мероприятий социальной направленности. В общем виде можно говорить о том, что обозначенный механизм одновременно состоит из двух составляющих – в рамках первой происходит упорядочение финансового обеспечения социальной политики (например, корректировка ставок обязательных взносов в фонды социального, медицинского страхования, и т.д.), в рамках второй – аккумулируются финансовые ресурсы из различных поступлений для непосредственного осуществления государственной поддержки при наличии соответствующей необходимости;
- Налоговые рычаги и стимулы: ранее была отмечена важность обозначенных компонентов в механизме социального государства. При этом представляется целесообразным подчеркнуть, что данный механизм также отличается определенной сложностью внутренней организации, так как одновременно включает в себя меры воздействия на работодателей (например, путем предоставления налоговых льгот для тех из них, которые используют труд лиц пенсионного возраста и инвалидов), и самих граждан (например, посредством предоставления подходящих условий для развития собственной социальной защищенности и повышения уровня доходов);
- Собственно административные решения, реализуемые отдельными звеньями государственного аппарата. Для данного элемента механизма социального государства характерны решения, способствующие изменению порядка социальной поддержки отдельных категорий населения (несовершеннолетних, молодежи, пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста, и т.д.), принимаемые органами государственной власти и управления различного уровня.
Нормативно-правовой (законодательный) компонент механизма социального государства
Наряду с тремя обозначенными выше элементами социального государства, в специальной литературе традиционно выделяется четвертый, характеризующейся особой значимостью в виду его общеобязательного значения.
Таким компонентом выступает нормативно-правовой (законодательный) механизм, прорабатываемый органами законодательной власти, фиксируемый ими в содержании положений действующего законодательства и отражающий общие направления социальной политики и правила взаимодействия различных социальных институтов.
Содержание обозначенного компонента механизма социального государства состоит в совокупности актов различной юридической силы, включая кодифицированные и некодифицированные законы, подзаконные акты, акты ведомственного нормотворчества, и т.д.