Административный и судебный порядок защиты финансовых прав
Исполнение правил, которые закрепляются в финансовых правовых нормах, значит и соблюдение субъектных прав финансовых правовых отношений. С этой целью широким образом может быть применена методика убеждения в разнообразных формах, а именно посредством проведением разъяснительной работы.
В итоге требования финансовых правовых норм исполняются доминирующей субъектной частью на добровольной основе. В случаях нарушений установленных в сфере образования, распределения и применения местных и государственных фондов денежных средств правил может быть приведена в действие методика принуждения государственного характера в разнообразных его проявлениях, то есть:
- применение санкций;
- превенции;
- восстановительных мер.
Важным является то, чтобы в соотношении данных методик первоочередностью обладала методика убеждения. Данная последовательность является свойственной высокой степени правосознания, к которой в сфере финансов при условии перехода к рыночным отношениям необходимыми являются повышенные требования.
Меры принуждения государственного характера - неотъемлемый элемент механизма правового урегулирования отношений в финансовой сфере, как и любых иных общественных отношений.
Применение таких мер является необходимым и в случаях образования потребностей при защите субъектных прав и законных интересов финансовых правовых отношений. Это относимо ко всем видам субъектов:
- государство;
- его территориальные подразделения;
- органы государственной власти и МСУ;
- предприятия, организации, учреждения;
- граждане.
При помощи данных мер должно обеспечиваться выполнение юридических обязанностей перечисленных субъектов и в случаях необходимости — восстановление прав, которые были нарушены.
Защита прав и законных интересов субъектов, которые принимают участие в финансовых правовых отношениях, может быть произведена в административном либо судебном порядке, что в настоящий момент является общим юридическим правилом. Содержание их в области финансово-правовых отношений обладает своими особенностями.
Важно отметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок защиты субъектных прав в финансовом праве.
Судебный порядок может применяться в основном в защите государственных интересов с целью взыскания с граждан налогов, которые не были внесены в установленный срок. Гражданин же собственные права могут защитить в административном порядке.
Российское законодательство 90-х годов расширяло сферу действия судебного порядка применимо ко всем финансово-правовым субъектам. Притом в финансовых отношениях существуют оба перечисленных порядка защиты прав, а разрешение дел путем административного порядка при не удовлетворяющем исходе не отвергает возможностей обращения в суд общей компетенции либо арбитражный суд.
Административный порядок главным образом действует в случаях применения государством мер принуждения в этой области к государственным органам и МСУ, а так же организациям, предприятиям, учреждениям. Широчайшая область его применения в данном случае обусловлена появлением необходимости в оперативных действиях в финансовой области. Но сейчас так и применяется и в случаях защиты гражданских прав в таких отношениях при возможности их обращений в судебные органы.
В разнообразных финансовых отношениях административный порядок защиты прав обладает собственными особенностями, но он является в образе властных велений при вынесении решения соответственными уполномоченными органами государства, помимо судебного разбирательства.
В финансовом законодательстве 1990-х годов особое внимание было уделено праву на судебную защиту. В соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15.04.1993 года представительным и исполнительным властным органам субъектов Федерации и органам МСУ гарантирована судебная защита данных прав — они могут обращаться в арбитражный суд. Закрепляются права Центрального банка РФ на обращение в суд с исками о признании недействительными актов федеральных государственных органов власти, государственных органов власти на уровне субъектов РФ и МСУ. Общие положения, касающиеся подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, которые возникают в области управления, что относится и к финансовой государственной деятельности, определяются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом, согласно статье 3.
В финансовых правовых отношениях государства при участии граждан также действуют судебный и административный порядок защиты прав и законных интересов двух сторон. Притом усиливается ориентир на применение судебного порядка, обладающего конституционной основой. Во 2 главе Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина любому гарантируется судебная защита его прав и свобод, согласно 46 статье. Решения и действия либо бездействие государственных органов власти, органов МСУ и должностных лиц могут обжаловаться в суде.
Межгосударственный порядок защиты финансовых прав
Если исчерпанными являются все существующие внутригосударственные средства правовой защиты, любой гражданин обладает правом в соответствии с международными договорами РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав. Вступление РФ в Совет Европы расширяет подобные возможности граждан РФ.
Порядок обжалования в суд регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». К таким решениям (действиям) отнесены коллегиальные и единоличные решения (действия).
Кроме данных общих положений в актах законодательства, которые регулируют финансовую государственную деятельность, могут особенно укрепляться гражданские правомочия по обжалованию в судебные органы принятых в этой области решений органов государства.