Финансовая деятельность государства
Любое государство имеет обширный перечень функций: оборонная, социальная, экономическая, поддержание правопорядка и пр. Важным является то, что осуществление указанных функций является невозможным в условиях отсутствия достаточного материального обеспечения.
Финансы являются экономической категорией, системой экономических отношений (создание, распределение, использование) государственных и муниципальных денежных средств.
Таким образом, логично вытекает следующее определение.
Финансовая деятельность государства заключается в осуществлении им функций, связанных с собиранием, распределением (перераспределением) и использованием государственных и муниципальных денежных средств.
Исходя из этого, становится очевидным, что совокупность всех финансов и их взаимосвязь формируют сложную структуру, носящую название финансовая система государства.
Источники формирования бюджета
Бюджетная система включает в себя совокупность бюджетов различного уровня (федеральный, региональный, местный), в ее основу положены экономические отношения и юридические нормы.
В основном, формирование средств бюджетной системы происходит за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налоги, сборы, пошлины. Помимо этого, сюда относятся добровольные взносы (облигации, другие ценные бумаги, вклады населения и пр.).
Внебюджетные фонды представляют собой денежные фонды условного характера, их средства включают обязательные и добровольные платежи и отчисления юридических и физических лиц (Фонд обязательного медицинского страхования и пр.).
Финансы юридических лиц являются обособленными денежными фондами, создаваемыми в каждом юридическом лице.
Страхование представляет систему общественных отношений, касающуюся создания и использования страховых фондов.
Кредит представляет собой совокупность отношений между различными субъектами (государство, кредитные учреждения, граждане), связанных с привлечением свободных средств для их использования на принципе возвратности.
Основные виды денежных фондов
Те денежные средства, которые поступают в государственный бюджет, целевого назначения не имеют, и не являются закрепленными за конкретными видами расходов. В этой связи некоторые программы не получают должного финансового обеспечения, это, несомненно, не отвечает общественным и государственным интересам. С этой целью происходит создание целевых государственных фондов. Данные средства подлежат строгому целевому назначению, не подлежат изъятию.
В акте о конкретном фонде определяются источники его средств. Как правило, основную массу денежных средств фонда образуют обязательные платежи физических и юридических лиц, в это же время не исключаются добровольные пожертвования.
Еще в недавнем времени целевые денежные фонды имели только одну форму – внебюджетные фонды, но в последнее время отмечается движение к консолидации в федеральном бюджете государственных и отраслевых внебюджетных фондов.
Целевые фонды могут быть созданы на различных уровнях – Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты.
Необходимо отметить виды целевых денежных фондов:
- Целевые бюджетные фонды включены в федеральный бюджет (Закон «О федеральном бюджете»).
- Внебюджетные фонды участвуют в финансовых отношениях в лице некоммерческих юридических лиц, которые имеют специальные счета с денежными средствами для строго определенных целей. Сюда можно отнести Пенсионный фонд и пр.
- Целевые фонды Правительства РФ, находящиеся в его распоряжении. Например, Фонд национально-культурного возрождения народов России и пр.