Финансовая деятельность государственных и муниципальных органов власти требует правового регулирования отношений, возникающих в процессе ее осуществления. Необходимо четкое закрепление прав, обязанностей, ответственности административных структур. В этом и заключается предназначение финансового права.
Предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено их публичным характером. С другими составными частями финансовой системы эта отрасль права связана, поскольку определяет отношения, связанные с аккумуляцией средств денежными фондами. Например, в бюджеты всех уровней поступают налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности.
Рисунок 1.
Определение финансового права
Самостоятельная отрасль российской правовой системы, регулирующая финансовые отношения, называется финансовым правом. Финансовая сфера и отдельные ее стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в область действия финансового права они подпадают в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом регулирования финансового права охватываются лишь отношения, связанные с функционированием государственных и муниципальных средств.
Таким образом, финансовое право – это совокупность норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для социально-экономического развития государства и отдельных административно-территориальных образований.
Финансовое законодательство
Совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, представляет собой финансовое законодательство. В систему источников финансового права входят:
- Конституция России;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- федеральные законы, регулирующие вопросы формирования и распределения финансовых средств;
- нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное законодательство нашей страны состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах на соответствующий год, нормативных актов органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий год, а также иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения. Статья 1 Налогового кодекса РФ гласит, что законодательство России о налогах и сборах состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно статье 3 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.
Но следует помнить, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное специально не предусмотрено конкретным нормативным актом.
Финансовые правоотношения
В связи с финансовой деятельностью государственных и муниципальных органов власти возникают, помимо финансовых, иные общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права. Например, трудовые и гражданские, регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения. Эти отношения имеют имущественный (денежный) характер. Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением. На основе этих исходных норм финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Данные отношения и составляют предмет финансового права.
Следовательно, предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.
По содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с различными сторонами жизни общества и государства.
Многообразен также и круг участников финансовых отношений. Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, они – с муниципальными образованиями, а также с общественными и хозяйствующими организациями, физическими лицами. Взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней, а также органы местного самоуправления.
Виды финансовых правоотношений
Среди финансовых правоотношений можно выделить следующие группы:
- возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны – между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами;
- касающиеся исполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями – между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, с другой;
- связанные с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов – между государственными и муниципальными финансово-кредитными органами;
- по поводу распределения и использования бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств организаций, предприятий и учреждений;
- касающиеся образования и распределения государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов – между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой;
- в связи с исполнением обязанностей граждан по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды – между финансово-кредитными органами государства и физическими лицами.
Указанные финансовые отношения при всем своем разнообразии имеют общее основное содержание – направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Разумеется, эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием органов государственной власти и местного самоуправления.