Организация обороны Российской Федерации
Оборона — это система политических, военных, экономических, правовых, социальных и иных мер по вооруженной защите РФ, неприкосновенности и целостности ее территории (ФЗ № 61 от 31.05.1996 (ред. от 08.12.2020).
Оборона страны осуществляется в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, законами и нормативно-правовыми актами РФ. В целях обороны государства устанавливаются воинская обязанность и военно-транспортная обязанность, создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне государства привлекаются войска национальной гвардии РФ, спасательные воинские формирования, Служба внешней разведки, органы ФСБ, государственной охраны, военной прокуратуры и другие военные органы.
Земли и природные ресурсы, предоставленные для Вооруженных Сил, иных воинских формирований и войск, находятся в федеральной собственности. Земли и ресурсы, которые находятся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований или в частной собственности, могут изыматься для нужд Вооруженных Сил и воинских формирований в соответствии с законодательством России.
Организация обороны (ст. 2 ФЗ) включает:
- прогнозирование, оценку военной угрозы и опасности;
- разработку главных положений военной доктрины и направлений военной политики РФ;
- правовое регулирование в сфере обороны;
- подготовку, строительство, поддержание в готовности ВС, планирование их применения;
- планирование подготовки к переводу органов государственной власти Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, экономики страны на деятельность в условиях военного времени;
- разработку, производство и дальнейшее совершенствование систем управления ВС РФ, воинскими формированиями, военной техники, создание воинских запасов, планирование применения радиочастотного спектра;
- мобилизационную подготовку граждан, органов власти, организаций;
- создание запасов материальных ценностей в составе государственного материального резерва, предназначенных для мобилизационных нужд;
- планирование и реализация мероприятий по территориальной и гражданской обороне;
- оперативное оборудование в целях обороны территории РФ;
- развитие в интересах обороны науки;
- обеспечение защиты информации и данных, составляющих в области обороны государственную тайну и др.
Полномочия Правительства России в области обороны
Правительство России в области обороны реализует следующие полномочия:
- принимает меры по обеспечению обороны, несет ответственность за обеспечение и состояние ВС РФ, воинских формирований и войск;
- руководит деятельностью, касающейся обороны федеральных органов исполнительной власти;
- представляет в Государственную Думу предложения по затратам в федеральном бюджете на оборону;
- организует оснащение, обеспечение ВС, войск и воинских формирований;
- обеспечивает выполнение государственной программы вооружения, утверждает и организует выполнение программы развития оборонно-промышленного комплекса;
- осуществляет контроль за выполнением государственного оборонного заказа, принимает решения о создании, ликвидации и реорганизации организаций оборонного промышленного комплекса, опытно-конструкторских и научно-исследовательских организаций;
- определяет финансово-хозяйственную деятельность ВС РФ, воинских формирований и войск;
- принимает непосредственное участие в создании военных образовательных организаций разного уровня и военных учебных центров;
- разрабатывает планы размещения на территории России объектов по ликвидации оружия массового уничтожения, с ядерными зарядами, ядерных отходов;
- устанавливает порядок выполнения подготовки граждан РФ к военной службе, призыва на военную службу и воинского учета, проведения военных сборов, призыва на альтернативную гражданскую службу;
- утверждает перечень военно-учетных специальностей;
- определяет цели, задачи, организацию, общее планирование гражданской обороны;
- устанавливает порядок предоставления, использования земель, природных ресурсов для нужд ВС.
Правительство РФ устанавливает порядок продажи, предоставления в аренду, передачи, ликвидации вооружения, оборонных объектов, военной техники, иного военного имущества; контролирует экспорт военной техники и вооружения, стратегических материалов, продукции и технологий двойного назначения.
Правительство устанавливает порядок расходования выделяемых на оборону средств (из федерального бюджета), источники финансирования ВС, воинских формирований и войск, привлекаемых к выполнению не связанных с их непосредственным предназначением задач. Правительство РФ, согласно Конституции, осуществляет меры по реализации внешней политики государства. Правительство ведет международные переговоры, касающиеся военного сотрудничества, заключает различные межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров. Основные направления внешней политики в России определяет Президент. Он руководит внешней политикой Российской Федерации, подписывает международные договоры и ведет переговоры, осуществляет иные важные полномочия.
Правительство РФ обеспечивает разработку мобилизационных планов, утверждает Мобилизационный план экономики РФ, номенклатуру материальных ценностей материального резерва, нормы их накопления, объем и номенклатуру материальных ценностей, которые хранятся в неснижаемом запасе материального резерва. Правительство руководит мобилизационной подготовкой органов исполнительной власти разных уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, устанавливает мобилизационные задания федеральным органам власти.
При определении полномочий Правительства РФ в сфере обороны важно учитывать полномочия Президента в данной области. Президент — Верховный Главнокомандующий ВС РФ, он утверждает военную доктрину, назначает (освобождает) высшее командование. Принадлежащие Президенту полномочия в военной области определяют характер компетенции Правительства в качестве федерального органа исполнительной власти.