Естественно-правовые идеи Протагора
Протагор (ок. 485 до н. э. — ок. 410 до н.э.) — это древнегреческий философ, один из виднейших представителей софистов. Протагора относят к старшим софистам, он был материалистом и скептиком.
На интеллектуальной сцене Греции софисты появляются тогда, когда разрушается устоявшаяся гармония между интересами индивида и классического полиса, осознается характер социальных норм, появляется потребность в осмыслении возникающих противоречий. Появляется необходимость в поиске новых, рациональных оснований для гармоничного сосуществования социума и человека. Человеческая природа выступает удобным концептом, представляющим необходимые ориентиры для примирения общественных и индивидуальных интересов.
Протагор первый известный автор, предложивший собственное видение соотношения природы человека с позитивной моралью и требованиями закона. Протагор поднимал вопросы о конвенциональном характере морали и закона, о моральной обязанности соблюдать законы. Софист рассматривал природу, как заложенные в человеке способности, и говорил, что для учения необходимы упражнения и природные способности. Протагор одним из первых попытался обосновать социальную природу человека.
Протагор предпринял попытки примирить общественные и индивидуальные интересы с помощью концепции универсальной добродетели, к которой должны быть причастны все граждане полиса. По логике философа добродетель является только средством для выживания людей и обеспечения их безопасности. Обосновывая естественный характер и первостепенную значимость гражданских добродетелей, Протагор допускал возможность следования им для видимости, в качестве прикрытия каких-либо эгоистических мотивов.
Протагор не предлагал строгой концепции человеческой природы, их идеи не являются естественно-правовыми в полном смысле слова. Его представления о природе не содержали фундаментальных стандартов, позволяющих сверять с ними создаваемое право и конвенциональную мораль. Основной недостаток теории софиста состоит в неспособности обоснования социального характера природы человека.
Протагор выделяет в человеческой природе несколько «слоев»:
- материя, из которой создан человек (смесь огня и земли);
- техническое мастерство, выступающее компенсацией быстроты, силы, иных качеств, которыми наделены животные для добычи пропитания и своей защиты;
- дарованные Зевсом социальные качества.
В дообщественном (дополитическом) состоянии у человека нет другой цели, кроме собственного физического благополучия. Для того, чтобы обеспечить выживание человека, недостаточно наличие технической мудрости. Политическое сообщество необходимо для существования человека, а технические навыки способствуют выживанию. Люди размышляют ради того, чтобы продолжить существование.
Политико-правовые взгляды Протагора
Софистов чаще всего рассматривают, как теоретиков общественного надзора, чем родоначальников естественного права, несмотря на то, что обе идеи неразрывно связаны друг с другом и появились практически одновременно. Протагор не проясняет центральные понятия этики, он извлекает их из здравого смысла без обсуждения, так как считает самоочевидными.
Представления Протагора о человеческой природе связаны с первоначальным определением природы человека как способности к обучению. Человек развивает в себе рассудительность и другие общественные добродетели ради достижения физического благополучия и целей выживания (которые поставлены на первое место). Протагор считает, что ради достижения своей цели, человек может прикидываться справедливым, получать выгоду от дурного поступка, а также стараться избежать наказания со стороны общества. При этом философ не объясняет, как могут быть гармонизированы общественное и индивидуальное благо, если они вступают друг с другом в противоречие.
Протагор рассматривает возможность вносить изменения в городские законы, если они являются несправедливыми и неразумными. Но такая возможность может предоставляться только мудрецам, а не большей части граждан. Не указывается, на основании каких критериев мудрец сможет отличить «хорошие» законы от «плохих», оценить качество закона. Софист указывает на необходимость человеческой добродетели (благочестии, рассудительности, справедливости), в чем должны участвовать всем гражданам, если речь идет о построении государства.
Протагор пытается связать интересы социального целого и индивида при помощи универсальной добродетели. Однако она не оказалась успешной, так как софисту не удалось обосновать социальную природу человека, ценность закон. Закон по Протагору — это только важное средство, с помощью которого можно избежать определенных неприятностей, таких как общественное порицание или судебное преследование. Закон выступает средством достижения индивидуального полезного и лишен внутренней ценности.
Протагор подходит к идее о конвенциальном характере законов. С целью примирения социального и индивидуального начала, он выступает с апологией законопослушного поведения, допуская исключения из общей необходимости следовать закону. Несомненной заслугой Протагора является постановка вопроса о приоритете конвенции или природы, общественных или индивидуальных интересов, вопросы их согласования. Идеи Протагора сыграли значительную роль в формировании интеллектуального климата, в полемике которого проявились сложные концепции человеческой природы Аристотеля и Платона, традиции естественного права.
Софист так и не смог предложить оптимальный способ разрешения конфликта между индивидуальными интересами, свойственными человеческой природе, и требованиями единого социального, выраженного в законах, нормах морали и обычая.