Ключевые признаки административного правонарушения
Административные правонарушения являются весьма разнообразным и распространенным видом юридических проступков. Их единым объектом выступают общественные отношения в области государственного управления.
Административные правонарушения имеют некоторые отличительные признаки, которые выделены путем анализа статей Кодекса РФ об административных правонарушениях:
- противоправность (конкретное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или же не совершает действия, которое предписано правовым актом);
- виновность (нарушение закона совершается осознанно, виновно: умышленно или по неосторожности). Если нарушитель не отдает отчета в собственных деяниях или же не управляет ими в момент совершения правонарушения, то он не может быть виновен, ибо пребывает в состоянии невменяемости. Вина юридического лица, нарушившего закон, признается, если установлено, что у него была возможность для соблюдения должных инструкций и норм, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению;
- наказуемость (лишь то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, признается административным правонарушением). Ее реализация осуществляется через административные санкции, вид, размер и срок которых предусмотрены КоАП.
Административные правонарушения по свое сути наносят урон либо создают опасность нанесения ущерба охраняемым публичным отношениям, поэтому считаются антиобщественными. Именно степень общественной опасности многие исследователи считают главным отличием административного правонарушения от преступления. Первое характеризуется наименьшей степенью социальной опасности.
Помимо того, существуют и другие отличия сходных административных правонарушений от преступлений. Их выделяют по следующим критериям:
- наличие либо отсутствие тяжких последствий;
- объем реально причиненного материального ущерба;
- метод и место совершения правонарушения;
- конкретные исторические и социально-экономические условия.
В совокупности все отмеченные показатели описывают абсолютное деяние как административное правонарушение.
Состав административного правонарушения
Для отличия конкретного административного правонарушения среди остальных, а также верной их квалификации, действует такое понятие как «состав правонарушения». Оно включает в себя совокупность юридических аспектов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и следует административная ответственность.
Такими юридическими аспектами выступают:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
-
Объект административного правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, которые охраняются административным правом.
Общим объектом выступают общественные отношения в сфере государственного управления. Родовым объектом выступает группа однородных общественных отношений, на которые правонарушитель посягает. КоАП РФ в Особенной части структурирует главы о нарушениях закона именно исходя из родового признака. К родовым объектам относят права граждан, социальную безопасность и общественный порядок, отношения в сфере государственного управления, предпринимательской работы, финансов, таможенного дела, охраны природы и другие.
Видовым объектом выступает уже конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и которому причиняется ущерб. Таким образом, в качестве объекта посягательства административных правонарушений постоянно выступают общественные отношения. Предметы же материального мира могут выступать орудиями административного правонарушения.
-
Объективная сторона представляет собой видимую сторону административного правонарушения. Она отвечает на вопросы: как? каким методом? когда? где? совершено нарушение закона.
Объективная сторона характеризуется противоправным деянием или же бездействием.
В зависимости от оконченности нарушений закона выделяют формальный состав (когда для квалификации действия достаточно установить прецедент противоправного действия, а обязательность наличия ущерба не требуется) и материальный состав (когда для квалификации действия необходимо установить, кроме противоправного действия либо бездействия, наличие причиненного ущерба, наступление негативных последствий, а также причинную взаимосвязь между ними).
Основная масса административных преступлений имеют формальный состав.
-
Субъект административного правонарушения - это индивидуум либо организация (коллектив людей), осуществившие административное правонарушение.
Физическое лицо, как субъект административного правонарушения, должно быть вменяемо (то есть отдает отчет в собственных действиях и способен управлять ими) и достигшее 16-летнего возраста.
-
Субъективная сторона административного правонарушения – это внутренняя сторона противоправного посягательства. Его главными элементами являются:
- вина - психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Существуют две формы вины:- умысел,
- неосторожность (небрежность и самонадеянность).
- мотив - внутреннее побуждение к совершению преступления.
- цель - окончательный итог, которого желает достичь правонарушитель.
- вина - психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Если в деянии лица усматривается наличие всех четырех юридических аспектов, то оно подвергается административному наказанию. Неимение даже одного какого-либо из данных аспектов не дает оснований для привлечения нарушителя к административной ответственности.