Особенности подачи исков по защите прав потребителей
Дела о защите прав потребителей — это категория дел, которые относятся к гражданским правоотношениям и рассматриваются судами общей юрисдикции.
Судебные иски о защите прав потребителя могут предъявляться по выбору истца:
- по месту нахождения организации или по месту жительства ИП, если ответчиком выступает индивидуальный предприниматель;
- по месту пребывания (жительства) истца;
- по месту заключения (исполнения) договора.
Если в основе искового заявления к организации лежит деятельность ее представительства или филиала, то такой иск может предъявляться в органы суда по месту нахождения ее представительства или филиала.
Согласно Гражданско-процессуальному кодексу (ст. 23) мировой судья рассматривает дела по имущественным спорам, если цена иска не превышает 100 ты. руб. Районному суду подсудны дела по неимущественным спорам (к примеру, отказ в предоставлении достоверной и необходимой информации, данных об изготовителе), споры имущественного характера, не требующие оценки, требования о компенсации морального вреда (ст. 23, 24). Эти дела рассматриваются по правилам и требованиям альтернативной подсудности.
Выбор суда принадлежит истцу, поэтому суд не может возвратить иск (ч. 7, 10 ст. 29 ГПК). Это не относится к исковым заявлениям, касающимся перевозок водным транспортом груза, багажа, пассажиров. В этом случае исковое заявление подается по месту нахождения (проживания) перевозчика.
Претензионный порядок урегулирования споров, касающихся защиты прав потребителей, предусмотрен для следующих категорий дел:
- если оператор связи не исполняет или исполняет в ненадлежащем виде свои обязательства перед потребителем;
- если перевозка грузов, багажа, пассажиров осуществлялась внутренним водным транспортом.
При несоблюдении претензионного порядка урегулирования споров исковое заявление может быть возвращено со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК.
В делах по искам, связанных с защитой прав потребителя доказыванию подлежат: наличие срока годности товара, гарантийного срока оказанной услуги; факт отказа должностным лицом выполнить требования Закона о защите прав потребителя; дата уведомления потерпевшим организацию или компанию о недостатке товара, некачественно выполненной услуги и т.д. (такое уведомление должно быть осуществлено в течении периода, предусмотренного гарантийным сроком); наличие понесенных убытков, вызванных приобретением некачественного товара, получением несоответствующей заявленным требованиям услуги и т.д.; иные, предусмотренные судом, обстоятельства.
Субъекты и объекты правоотношений по делам о защите прав потребителей
Право на судебную защиту по делам, касающимся споров о защите прав потребителей имеют:
- граждане России;
- граждане иных стран и лица без гражданства;
- федеральный орган исполнительной власти, если в его полномочия входит государственный надзор за защитой прав потребителей;
- муниципальные органы;
- общественные объединения и организации потребителей, являющиеся юридическими лицами;
- индивидуальные предприниматели, если их требования связаны с вопросами личного, семейного, бытового характера.
Ответчиками в спорах по защите прав потребителей выступают: изготовитель товара, исполнитель работы или услуги, индивидуальный предприниматель, уполномоченная организация.
Категории дел по защите прав потребителей: если нарушены права потребителя; если ликвидированы предприятия, организации-изготовители товаров; если прекратили свою предпринимательскую деятельность индивидуальные предприниматели, организации, продавцы или импортеры; если нарушения были неоднократные и / или грубые; если рассматриваются дела о защите неимущественных прав.
Уполномоченный орган, прокурор, муниципальные органы или общественные объединения могут заявлять требования с целью признания противоправными действий ответчика, или для прекращения таких действий (ст. 1065 ГК). такие исковые заявления рассматриваются по месту нахождения ответчика с соблюдением общих правил подсудности (ст. 28). Общественные организации потребителей могут подавать исковые заявления от лица неопределенного круга лиц.
Если гражданин (заказчик или покупатель) выступает в правоотношениях в качестве предпринимателя, или фактически использовал заказанный (приобретенный) товар в предпринимательской деятельности (или в качестве наемного работника), то он не может подавать иски в отношении своих нарушенных прав потребителя.
Действие закона не распространяется на отношения, где изготовителем, продавцом товаров, исполнителем работ и услуг является гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя, а также на случаи, когда пользователем услуг или приобретателем товаров выступают учреждения, предприятия, организации.
Уполномоченные и муниципальные органы по своей инициативе могут вступить в дело до принятия судебного решения, могут привлекаться в качестве органов, предоставляющих те или иные заключения по делу (ст. 34, 47 ГПК). В этом случае уполномоченные и муниципальные органы не могут привлекаться в процесс в качестве третьих лиц. Данные органы могут предоставлять суду заключение в устной или письменной форме. Такое заключение не является доказательством по делу, но может оказать влияние на мотивировочную часть решения суда.
Потребитель при предъявлении требований вправе: указать на ненадлежащее качество, если это не было специально оговорено продавцом; доказать факт приобретения товара, заказа определенной услуги или вида работы в соответствующем месте; подтвердить факт обращения в организацию (торговую точку, компанию, офис и т.д.) с просьбой выполнить требования, указанные в Законе о защите прав потребителей.