История развития Конституций Республики Беларусь
Как известно, с точки зрения формирования основ государственного устройства исключительную важность приобретает вопрос разработки и утверждения главного внутригосударственного закона – Конституции. В данном отношении анализ исторического развития позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь не является исключением – за последние сто лет в стране действовали, последовательно сменяя друг друга, шесть конституций, каждый из которых отличалась наличием определенных структурных и содержательных особенностей.
В этой связи, представляется целесообразным проанализировать историю развития белорусских конституций:
- Конституция Белоруссии (Белорусской Народной Республики) 1918 года носила временный характер, поскольку предполагалось, что основы государственного устройства страны должны быть утверждены на будущем Учредительном собрании, которое, тем не менее, проведено не было;
- Конституция ССР (Социалистической Советской Республики) Белоруссия носила более обстоятельный характер и была принята 03 февраля 1919 г. Посредством данного акта было осуществлено юридическое закрепление создания Белоруской ССР, советской формы политико-территориального и государственно-властного устройства, а также основных принципов социалистической государственности. С точки зрения внутренней структуры Конституция 1919 г. подразделялась на две части: в первой части была изложена Ленинская декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа, а во второй последовательно раскрывалось содержание прав, свобод и обязанностей граждан Республики, системе и структуре высших органов государственной власти, режиме управления, и т.д. Несмотря на то, что Конституция Белорусской ССР во многом была схожа с содержанием Конституции РСФСР 1918 г., в отличие от последней в ней не раскрывался вопрос об органах местного самоуправления и избирательной системе;
- Конституция (Основной Закон) БССР 1927 г., принятая сразу на четырех языках – наряду с белорусским и русским языком, была переведена на польский и идиш;
- Конституция БССР 1937 г., принятие которой было обусловлено принятием в 1936 г. новой общесоюзной Конституции. В этой связи, рассматриваемая Конституция 1937 г. полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В частности, в ее содержании была провозглашена идея о добровольности объединения БССР на началах равноправия с другими республиками в составе СССР;
- Конституция БССР 1978 г., также принятая в продолжение новой Конституции СССР 1977 г.;
- Действующая в настоящее время Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г., после провозглашения независимости Республики, о содержании и особенностях которой будет сказано ниже.
Особенности первоначальной редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г.
Принятие новой Конституции Республики Беларусь было обусловлено провозглашением государственного суверенитета Республики в 1991 г., и необходимостью, в этой связи, на самом высоком законодательном уровне провозгласить новые основы государственного устройства и политико-властной жизни страны.
На процесс подготовки первоначального проекта ныне действующей Конституции большое влияние оказало содержание официального проекта Конституции РФ 1993 г., в том числе:
- Предусматривались значительные государственно-властные полномочия для Верховного Совета Республики Беларусь, включая полномочия по принятию и изменению содержания Конституции, назначению выборов и референдумов в стране, формированию высших юрисдикционных органов, назначению Генпрокурора, и т.д.;
- Наряду с обозначенными выше полномочиями, Верховному Совету предоставлялась большая власть в сфере кредитно-денежного регулирования, включая решение вопросов о назначении Председателя и Правления белорусского Национального Банка (аналог ЦБ РФ), Председателя и Совета Контрольной палаты РБ, и т.д.;
- Верховный Совет был вправе утверждать военную доктрину республики, а также решать вопросы объявления войны и заключения мирных соглашений.
Кроме того, в качестве одной из особенностей содержания первоначальной редакции Конституции РБ выступало отсутствие отдельной главы о высших органах исполнительной власти (правительстве или кабинете министров) – соответствующие положения были отнесены к главе о Президенте. В то же время, отдельная глава была посвящена вопросам организации и деятельности Конституционного суда РБ.
Особенности действующей редакции Конституции Республики Беларусь
По прошествии 2,5 лет с момента утверждения первоначальной редакции Конституции Республики Беларусь, посредством проведения всенародного референдума в ее содержание были внесены значительные изменения, действующие до настоящего времени, и составляющие, в этой связи, содержание особенностей конституционно-правового регулирования в Республике. В числе соответствующих изменений выступили:
- Перераспределение государственно-властных полномочий в пользу исполнительной власти и президента. Последний, помимо прочего, получил право решать вопрос о назначении и освобождении с должности республиканских министров, генпрокурора и судей, а также руководство Национального банка страны;
- На Конституционном уровне провозглашалось равноправие двух национальных языков – белорусского и русского;
- Была выделена отдельная глава, посвященная регулированию вопросов организации и деятельности исполнительной власти в стране, высшим органом в системе которой провозглашался Совет Министров Республики Беларусь;
- Также было изменено форма и наполнение государственного герба и флага;
- В результате референдума 1996 г. Президент РБ получил конституционное право роспуска парламента в случае грубого или систематического нарушения последним положений действующей Конституции РБ.