Федеральный уровень избирательной системы
Федеральный уровень избирательной системы – это выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы (ГД), депутатов в федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, общенациональный референдум. Выборы проводятся непосредственно гражданами России в соответствии с федеральным законодательством.
Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет. В соответствии с Конституцией РФ выборы в Государственную Думу инициирует Президент. До 2007 года выборы депутатов ГД проводились по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. Позже стали проводится по пропорциональной системе.
Особенности избирательной системы и выборов в Государственную Думу:
- выбираются 450 депутатов;
- в выборах депутатов участвуют федеральные списки кандидатов;
- если гражданин РФ не принадлежит ни к одной из политических партий, он может предложить одной из них включить свою кандидатуру в список кандидатов, окончательное решение выносится на съезде партии;
- партии можно зарегистрировать без сбора подписей;
- в Государственной Думе обязательно должны быть представлены не менее двух партий;
- подписей должен быть не меньше 150 тысяч;
- проходной барьер для партий, имеющих от 5 до 7% голосов избирателей составляет 7%, дается два депутатских мандата.
Выборы Президента РФ инициирует Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Выборы охватывают всю территорию России, они проводятся по единому федеральному избирательному округу. Решение о назначении выборов принимается не раньше, чем за 100 дней и не позже, чем за 90 дней до установленного дня голосования. Выборы Президента проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства.
На должность Президента РФ можно претендовать в порядке самовыдвижения или кандидаты выдвигаются политическими партиями. Самовыдвижение возможно только при поддержке не менее 500 граждан РФ, которые обладают активным избирательным правом. В поддержку выдвижения нужно собрать не меньше 2 млн. подписей избирателей.
Политические партии имеют право не собирать подписи, если список их кандидатов уже был допущен на последних парламентских выборах к распределению депутатских мандатов. При выборах в Государственную Думу подсчет голосов и распределение мандатов проводится по методу наибольших остатков (квота Хэйра).
Региональный уровень избирательной комиссии
Региональные выборы представляют собой выборы в представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти, некоторые другие государственные органы, выборные должности в субъектах РФ, которые предусмотрены их уставами и законодательными актами, проводимые в соответствии с законами субъекта РФ и на основе федерального законодательства. Нормативные правовые акты утверждаются главой исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с указом Президента России о мерах, обеспечивающих конституционные права населения на участие в выборах.
Реформы избирательной системы начала XXI века привели к политическим новациям: переход к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу, повышение заградительного барьера, переход к смешанной избирательной системе на региональном уровне, отмена нижнего порога явки на выборы, голосования «против всех».
Значение изменений избирательной системы на региональном уровне:
- поглощение ряда региональных партий общероссийскими;
- преобладание картельных партий;
- кризис оппозиционных партий;
- преобладание в отношении правящих элит прагматического позиционирования;
- усиление монологичности политической коммуникации между обществом и властью.
Были установлены макрополитические критерии развития всей избирательной системы: степень автономии средств массовой информации, консолидации элит, социально-экономическая динамика развития общества.
С введением смешанной избирательной системы к федеральным элитам перешла инициирующая роль в формировании политических партий, что способствовало формированию качественно другой расстановки политических сил в регионах. Наблюдался рост влияния лояльных политических партий, которые сплотились вокруг крупного бизнеса и главы региона. Автономные партии меняют свой статус от системной оппозиции к чисто формальной, их радикальная часть теряет возможность участия в выборах.
Муниципальный уровень избирательной системы
Муниципальный уровень избирательной системы – это выборы глав муниципальных образований, депутатов законодательных органов, местные референдумы.
Местное самоуправление является важнейшим и необходимым уровнем власти. Для местного уровня управления характерна максимальна приближенность к населению, здесь решаются наиболее важные проблемы гражданского общества. Местное самоуправление реализуется гражданами согласно Конституции РФ путем выборов, референдумов, различных форм прямого волеизъявления. Муниципальные выборы – это:
- основное средство легитимации власти;
- главная форма реализации народовластия.
В современных условиях институт местного уровня избирательной системы является перманентно изменяющимся, динамично развивающимся социальным институтом, который имеет противоречивый характер происходящих в нем преобразований.
Муниципальные выборы, выступая основой демократического создания властных структур местных территорий, позволяют местным жителям возможность показать свое отношение к городу или региону, селу, району и т.д., ощутить свою причастность к делам муниципального образования.
При определении использования избирательных систем, которые устанавливаются субъектами Российской Федерации, пределы усмотрения муниципальных образований достаточно широки. Законодательство устанавливает количество избирателей в местных выборах безотносительно к формам муниципальных образований, формы образований безотносительно к числу проживающих избирателей, различные сочетания численности избирателей и видов муниципальных образований. В городских и сельских поселениях используется мажоритарная система абсолютного или относительного большинства (реже – смешанная или пропорциональная системы), в муниципальных районах и городских округах применяется пропорциональная и смешанная системы.