Зарождение избирательной системы в СССР
Роспуск Учредительного собрания поставил перед правительством молодой страны сложную задачу – создания новой избирательной системы. Новая система должна была полностью отвечать коммунистическим задачам, обеспечивая политическое господство большевиков, и, следовательно, диктатуры пролетариата. В условиях иностранной интервенции и гражданской войны, на Съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в 1918 году была принята новая Конституция, в которой отображались и новые принципы избирательной системы.
Впервые в истории мира, была введено понятие «трудовой ценз». В соответствии с этим цензом к участию в избирательной компании допускались:
- лица, которые добывают средства к существованию своим трудом;
- лица, которые заняты в домашнем хозяйстве, обеспечивают для первой категории лиц возможности производительного труда, а именно, для рабочих и служащих всех категорий и видов, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и т.д.;
- казаки-земледельцы и крестьяне, не использующие в своей деятельности наемный труд для извлечения прибыли;
- солдаты РККА и Флота;
- граждане, которые попадают в перечень выше описанных категории, но потерявшие трудоспособность.
В конституции закреплялось и приравнивалось активное и пассивное избирательные права населения. Также, был установлен конкретный перечень лиц, которые были лишены избирательных прав. К этим лицам относились:
- эксплуататоры, использующие наемный труд для извлечения максимальной прибыли;
- граждане, имеющие нетрудовые доходы, такие как проценты с капитала и ссуд, поступления с имущества, доходы с предприятий и т. п.;
- крупные торговцы, коммерческие и торговые посредники и спекулянты;
- духовные служители церквей, монахи, служители религиозных культов;
- агенты и служащие бывшей полиции, корпуса охранных отделений и жандармов, члены царствовавшего Дома в России.
В добавок ко всему действовали и традиционные ограничения. Активного и пассивного избирательного права были лишены душевнобольные, умалишенные, лица, находящиеся под опекой или осужденные после вступившего в силу судебного приговора.
В сложных политических и экономических условиях списки лиц, лишенных избирательных прав, постоянно уточнялись и дополнялись благодаря новым инструкциям, которые разрабатывали и принимали исполнительно-распорядительные органы власти и избирательные комиссии.
Становление избирательной системы
Стремление к максимально полному отражению чаяний пролетариев и крестьян упиралось в технические трудности. Различные подрядчики, содержатели извозных предприятий, владельцы кустарных мастерских вынуждены были переходить к артельным предприятиям.
В то же время законодательство стремилось отделить рабочих, крестьян и служащих. Нельзя было лишить избирательного права родителей, если они наняли няньку для присмотра за малолетними детьми и т.д.
Проблема массового ограничения избирательного права в масштабах всего СССР со временем была нивелирована. Для примера, в РСФСР в 1924-1925 годах лица, лишенные избирательных прав в сельской местности, составляли 1%, а в городах – 2%. Однако, при выборах в Государственную думу в 1914-1917 годах избирательным правом обладали только 15% всего населения страны.
В новой избирательной системе СССР отражался ее классовый и интернациональный характер, который наделял трудящихся всей страны правом избирать и быть избранными в Советы всех уровней. Возрастной ценз уменьшился до 18 лет.
Особенности довоенной избирательной системы в СССР
Избирательная система СССР 1918-1936 года опиралась на опыт построения избирательной системы еще Российской империи. По форме являясь почти точной копией выборов в Государственную Думу, она имело принципиальные отличия. Главной особенностью избирательной системы СССР являлся порядок формирования избираемых органов власти. Общей в них была лишь система многоступенчатых выборов.
Выборы в СССР для крестьян были четырехступенчатые, тогда как для городского пролетариата - трехступенчатые. Использовалась пропорциональная система распределения голосов. Нижним звеном всей системы были сельсоветы, которые формировались непосредственно населением. Уже из их состава избирались представители в волостные Советы. На каждые 10 членов Совета выбирался один депутат, а в районные (уездные) - Советы один депутат на 1000 жителей, но не более 300 депутатов на весь уезд.
Следующим этапом являлись окружные, или губернские Советы, которые формировались из представителей волостных и городских съездов Советов. Избирались из расчета: 1 депутат на 5 тыс. городских или 25 тыс. сельских избирателей, но не больше 500 депутатов на всю область. Высшим проявлением избирательной власти были выборы в Всероссийский съезд Советов. Он состоял из представителей губернских (из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей) и городских (из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей) Советов.
В советской избирательной системе всеобщность избирательного права исключала всякие эксплуататорские элементы. Сложности в получении равного положения среди неоднородного населения страны часто приводили к новым конфликтам. Приходилось заменять прямое представительство (в центральных, региональных и местных органах власти) на представительства трудовых коммун, городских и сельских.
Проблемы с контрреволюционными и вредительскими элементами привели к отмене тайны голосования.
Особенно ярко были выражены противостояния, которые проявились на селе. Пользуясь малограмотностью крестьян и мягкостью судебной системы, вредительские элементы захватывали власть, а после саботировали проводимые в государстве реформы, и только пролетариат, как прогрессивный класс, смог в кратчайшие сроки вернуть страну к нормальной жизни.
В последующие после войны годы в СССР использовались разные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.