Органы исполнительной власти субъектов РФ: связь с административным правом
Каждый из субъектов Федерации имеет свою собственную систему органов исполнительной власти, которая формируется самостоятельно на основании ч. 2 ст. 11 Конституции РФ. Вопросы образования, формирования и деятельности органов исполнительной власти в субъектах РФ регламентируются федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами республик, краев, областей и иных субъектов РФ.
В ведении органов исполнительной власти находятся вопросы образования, формирования и деятельности субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- Территориальное разделение РФ, государственная целостность.
- Распространение суверенитета РФ на все ее территории.
- Конституция является основным законом, на территории России должен соблюдаться принцип законности и правопорядка.
- Система государственной власти единая, представлена тремя ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. Разделение ветвей власти необходимо для сбалансированности полномочий и исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части у одной из ветвей власти либо одного должностного лица.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ.
- Органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.
- Органы местного самоуправления также наделены самостоятельным осуществлением своих полномочий.
Понятие исполнительной власти не аналогично понятию «орган исполнительной власти». Так, орган исполнительной власти выступает только в качестве носителя волевого распоряжения вышестоящих органов государства. В целом вся система органов исполнительной власти и образует исполнительную власть.
Структура исполнительных органов государственной власти субъектов определяется на основании решения высшего должностного лица субъекта РФ. На федеральном уровне большое значение придается координации действий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ. Задачу координации деятельности осуществляет соответствующие подразделения Администрации Президента РФ, Правительства РФ.
Органы исполнительной власти возглавляет руководитель субъекта РФ, который имеет право издавать правовые акты – указы и постановления и распоряжения. Орган исполнительной власти субъекта также имеет право издавать правовые акты. Данные нормативные акты могут быть проверены Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства.
Рисунок 1. Органы исполнительной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правовой статус органа исполнительной власти субъекта РФ
Орган исполнительной власти субъекта РФ представляет собой организацию, которая является частью государственного аппарата, имеет свою собственную структуру, компетенцию, нормативное основание деятельности. Основные функции органа исполнительной власти – выступать по поручению государства, заниматься исполнительной и распорядительной деятельности, осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социальной, культурной, административной и политической сферами региона, реализовывать иные функции.
Органы исполнительной власти субъекта РФ имеют правоспособность и дееспособность. Начало деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ осуществляется одновременно с его образованием и определением компетенции. Возможно также прекращение деятельности органа исполнительной власти в случае его упразднения. Деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ регламентируют соответствующие законы, положения и нормативные акты.
Орган исполнительной власти субъекта РФ имеет правовой статус, включающий следующие составляющие:
- Целевой блок. Включает в себя нормы, регламентирующие цели, задачи, функции, принципы деятельности органов.
- Организационно структурный блок. Включает в себя основные вопросы образования, реорганизации и ликвидации органов, его структуру, функции и подчиненность.
- Компетентностный блок. Определяет полномочия органов в конкретной сфере, вопросы осуществления контроля.
Система государственной власти субъектов РФ представлена следующими органами:
- Президенты республик РФ, главы субъектов РФ или главы их администрации. Наименование должности может быть установлено законодательством субъекта РФ.
- Органы исполнительной власти субъектов, а именно правительства субъектов РФ или иные исполнительные органы.
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Исполнительные органы субъекта РФ реализуют ряд управленческих функций исполнительной власти, совершают юридически значимые действий от имени государства, а потому выступают в качестве субъекта административного права.
Органы исполнительной власти субъекта РФ вступают в административно-правовые отношения. Другой стороной административно-правовых отношений являются государственные органы исполнительной власти, например, правительства, министерства и ведомства, правоохранительные органы. Также органы государственной власти субъектов РФ вступают в отношения с органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими, религиозными организациями, должностными лицами, а также физическими лицами, обладающими дееспособностью. Для возникновения административных правоотношений не требуется согласие другой стороны, так как государственный орган является правообязывающей стороной.
В современной России правовому регулированию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ уделяется большое внимание, в том числе вопросам распределения полномочий между ними. Однако существующей нормативной базы ещё не достаточно для эффективной деятельности данной категории органов. В Конституции РФ обозначены лишь принципиальные положения, а конкретизация правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ должна производиться уже в иных законах.