Понятие и особенности судебной власти
Судебным органам отведено особое место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Суд это государственный орган, деятельность которого заключается в управлении правосудием. Судебные органы имеют в своем распоряжении компетенции, которые соответствуют статусу, относящемуся к отдельной ветви государственной власти.
Точной формулировки понятия судебной власти юридическая наука не содержит. Однако, нормы, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ, посвященные судам, определяют, как компетенцию судов, так и строение самой судебной системы, принципы отправления правосудия и правовой статус судей.
В связи с этим, можно дать комплексное определение понятию "судебная власть", это - определенные правомочия, делегированные государством; системная структура судов; деятельность конкретного суда.
Понятие судебной власти имеет некоторую особенность, которая выражена в двух составляющих:
- судебная власть реализуется только посредством государственного органа – суда;
- суд имеет только ему присущие возможности и способы воздействия.
Данные составляющие взаимосвязаны и зависят друг от друга, их реализация в комплексе является реализацией судебной власти.
Признаки и нормативная база судебной власти
Рассматривая возможности и способы воздействия судебных органов, направленные на реализацию понятия судебной власти, необходимо учесть некоторые дополнительные признаки. К ним относятся исключительность судебной власти, независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти, осуществление власти путем судопроизводства, судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом, властный характер полномочий суда, участие представителей народа.
На основании Закона «О судебной системе Российской Федерации» судебные органы осуществляют деятельность самостоятельно. Данные органы власти подчиняются Конституции РФ и законодательству.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует условие по законодательной деятельности и изданию актов, которые бы отменяли или каким либо образом влияли на самостоятельную деятельность судов, а также влияли на независимость судей.
В связи с этим, лица, оказывающие какое-либо незаконное влияние на судей, народных и арбитражных заседателей, присяжных, участвующих в реализации правосудия, а также, в любом ином воздействии на работу судей, подлежат правовой ответственности. В том числе, предполагается и уголовное наказание за подобные действия в отношении судебной власти.
Процессуальные акты, законные распоряжения судебных органов, вступившие в законную силу обязательны в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, иных физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.
Перед законом и судами все равны, и этот факт исключает какого либо рода исключения для органов власти и лиц, которые принимают участие в судебном процессе. Исключения неприменимы к сторонам с точки зрения признаков по государственной, половой, языковой, социальной, расовой, национальной либо политической принадлежности.
Кроме того, неприменимы исключения касательно происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иным, не предусмотренным Федеральным законом основаниям.