Нормативные основы организации судебной власти
Конституция Российской Федерации устанавливает общие правила относительно системы судебной власти. Исходя из данных правил, суды, входящие в судебную систему РФ, не могут быть учреждены никаким другим процессуальным актом, помимо федерального конституционного закона.
В связи с этим, субъекты РФ не имеют возможности организовывать особые судебные системы, поскольку это нарушило бы единство систему судебной власти страны.
Также, правовая основа судебной системы состоит из законов, правовых документов, таких как:
- законодательство о статусе судей;
- законодательство о судебной системе;
- процессуальные кодексы;
- указы президента, по вопросам регулирования организации и функционирования судебной системы.
Структура и специфика деятельности органов судебной власти
Суды РФ представляют собой систему судебной власти РФ.
Судебная система является совокупностью взаимосвязанных между собой учреждений судебной власти всех групп, которая отправляет правосудие и иные деяния в сфере правопорядка в форме процессуального действия.
Суд, являясь особым органом государства, осуществляет особыми, специфическими юридическими способами и особой структурой аппарата защиту прав, свобод и интересов граждан.
Также, судебный орган отвечает за обеспечение законности, правопорядка путем отправления судопроизводства. Обеспечение законности достигается посредством разрешения дел разных категорий в строгом процессуальном порядке, по их существу.
Судебной инстанцией является суд либо определенное его структурное подразделение, а именно - коллегия, президиум, которое осуществляет деятельность по рассмотрению, разрешению судебных дел. Также, указанная деятельность направлена на проверку вынесенных судебных решений в части их законности и обоснованности.
Судебный орган любого уровня, который наделен полномочиями по принятию решений относительно конкретных дел имеет статус суда первой инстанции.
Соответственно, суд, который проверяет решения, не вступившие в законную силу в течение 10 дней, именуется судом второй инстанции. Иными словами это апелляционный либо кассационный суд.
Суд третьей инстанции несет надзорную функцию и осуществляет проверку законности, обоснованности и справедливости вынесенных решений, но уже вступивших в законную силу.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие единства судебной системы, обеспечиваемое посредством определения системы судебных органов Российской Федерации, Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.
Очередной тезис законодательства в этой части – это соблюдение всеми судами федерального уровня, мировыми судами, правил судопроизводства, которые обозначены федеральным законодательством.
Обязательно к применению каждым судебным органом требований Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также, принципов и норм из области международного права. Соответственно, необходимо соблюдение условий международных договоров Российской Федерации и иных законов субъектов РФ.
Неукоснительно должны быть исполнены на территории всей Российской Федерации постановления судебных органов, вступивших в законную силу.
Важный аспект в деятельности судебных органов – это законодательное закрепление единого статуса судей, а также, осуществление финансирования судов федерального значения, мировых судов, средствами федерального бюджета.