Система и компетенция государственных органов управления охраны окружающей среды
Законом РФ «Об охране окружающей среды» установлена система органов управления охраной окружающей среды (рис. 1):
- органы федеральной государственной власти общей компетенции: Федеральное собрание РФ, Правительство РФ; специально уполномоченные федеральные государственные органы – органы государственного управления, которые осуществляют свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы;
- органы государственной власти субъектов РФ общей компетенции;
- органы местного самоуправления.
Рассмотрим эти органы более детально:
-
Органы общего государственного экологического управления:
- Министерство природных ресурсов РФ – управляет государственным фондом недр и водным фондом;
- Федеральная служба земельного кадастра;
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
-
Функциональные органы государственного экологического управления, выполняющие ряд специальных задач в области государственного экологического управления:
- Министерство здравоохранения РФ;
- Министерство обороны России;
- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
-
Координационные специально уполномоченные органы государственного управления в области охраны окружающей среды, действующие на основании постановлений Правительства РФ):
- Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию;
- Экспертный совет при Правительстве РФ;
- Государственный центр экологических программ Минприроды и др.
Инструменты организационно-правового механизма охраны окружающей среды
Функциональными инструментами организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды являются:
- мониторинг;
- государственный кадастр;
- экологическое нормирование;
- экологическая стандартизация;
- экспертиза;
- лицензирование;
- сертификация;
- аудирование и контроль.
Рисунок 1. Система государственных органов экологического управления
Государственный мониторинг природной среды является одним из главных направлений экологического контроля.
Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями в течение длительного времени. Сюда также входят оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнений.
Мониторинг может быть фоновым (направлен на слежение за природными явлениями, которые протекают без антропогенного воздействия) и импактным (осуществляет контроль за уровнем антропогенного воздействия в особо опасных зонах).
Государственный кадастр – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.
С помощью кадастров проводят основную оценку природного ресурса, его продажную цену и систему мер по восстановлению нарушенного состояния природы. По каждому виду природных ресурсов и на каждой территории ведутся кадастры.
Экологическое нормирование – это установление специально уполномоченными государственными органами экологических нормативов в области охраны окружающей среды и природопользования.
Экологическая стандартизация – это эколого-правовые требования, которые устанавливаются государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новых технологий, материалов, веществ и другой продукции, которая способна оказать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека.
Экологическую стандартизацию осуществляют компетентные государственные органы согласно установленных в стандартах норм и правил.
Экологическая экспертиза – это установление намеченной хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий от этой деятельности на окружающую природную среду.
Экологическая экспертиза может быть: государственная (обязательная) и общественная (добровольная).
Экологическое лицензирование – это деятельность компетентных государственных органов, которая связана с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью на право природопользования и осуществления работ, касающихся окружающей среды.
Существуют следующие виды лицензий:
- на природопользование – комплексная, на пользование отдельными природными ресурсами;
- на удаление отходов в объекты окружающей природной среды.
Экологическая сертификация – это деятельность специальных органов, направленная на подтверждение соответствия сертифицированного объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.
Существуют следующие виды экологической сертификации: обязательная, добровольная.
Экологическое аудирование – это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования.
Экологический контроль – это совокупность организационно-правовых мер, которые способствуют принуждению соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.
Экологический контроль бывает: государственный общий, текущий, государственный специальный, государственный функциональный, ведомственный, производственный и общественный.