Сущность образовательного права и проблемы его развития
Образование занимает центральное место в рейтинге государственных интересов, от его состояния зависит будущее Российской Федерации, его экономическая развитость, благосостояние всего общества в государстве и мире. С уровнем образованности связана модернизация экономика и ускорение темпов роста экономики. А связь образования и науки гарантирует национальную и мировую безопасность.
Правовое государство для поддержки образование должно создавать фундаментальную нормативно-правовую базу. Выполнение этого требования обуславливается рядом причин, обозначим некоторые из них:
- нормы законодательства в сфере образования должны быть серьезными юридическими гарантиями развития установленного на уровне Конституции РФ прав всех людей на образование. Статья 43 Конституции Российской Федерации раскрывает конституционную основу «каждый имеет право на образование» в развитии актов образовательного законодательства.
- нормы закона в сфере образования выступают регулятором той сферы общественных отношений, с которой на данный момент сопряжено все общество Российской Федерации всех его возрастных групп. Система неотрывного образования, которая провозглашена ЮНЕСКО в 1972 году, успешно реализована на сегодняшний день во множестве стран мира, неоднократно увеличивает число участников отношений в образовательной сфере.
- образование - объемная отрасль экономики Российской Федерации, массивная имущественная система, нуждающаяся в регламентации гражданских и трудовых отношений, которые возникают в сфере образования; в достаточном и непрекращающемся финансировании, без него невозможно предоставить качественные образовательные услуги. Именно поэтому в настоящее время право в сфере образованиясформировано комплексной отраслью законодательства Российской Федерации, которая объединяет нормы гражданского, семейного, трудового, административного и др.
Существуют причины, которые препятствуют восприятию научным сообществом образовательного права как отрасли права, в их числе:
- консервативное мышление;
- небольшой круг специалистов, которые занимаются проблемам образовательного права;
- поверхностное исследование проблем строения системы образовательного права, его контактов с различными отраслями права;
- отсутствие в основном законе отрасли - ФЗ РФ «Об образовании в РФ» и других правовых актах обособленного института или общности институтов, которые называют своим предметом отношения в образовательной сфере в чистом виде, который не привязан к другими отраслями права;
- присутствие в законодательстве об образовании законных предписаний, которые дублируют без необходимых к этому оснований нормы гражданского, трудового, административного права и усиливают иллюзию вторичного, системного характера образовательного права, которое лишено личного предмета, метода и остальных важных признаков.
Множество российских правоведов не признают по традиции из советских времен образовательное право в качестве новообразованной независимой отрасли права, для них это является событием не только невероятным, но и кощунственным. Они по-прежнему убеждены, что эти нормы представлены в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права, - личного предмета и метода правового регулирования.
Советские ученые считали образовательное законодательство составной частью административного права, но уже в тот период было очевидно, что большинство отношений в сфере образования имеет собственный и неповторимый характер, он не относится к сфере государственного управления. Примером могут служить отношения, которые связаны с организацией учебного процесса, с деятельностью образовательных организаций, с деятельностью преподавательского состава, их аттестацией и переподготовкой, с предоставлением разнообразных льгот учащимся и неотъемлемых гарантий.
Пути решения проблем
После того, как был принят Федеральный закон «Об образовании в РФ» был разрешен ряд проблем: дозволение работы негосударственный образовательных организаций, предоставление права учащимся получать образование не только на бюджетной, но и при помощи платной основы, в этот момент и произошло отделение образовательного законодательства от административного права.
Одним из первых признавших образовательное право самостоятельной отраслью права Российской Федерации стал Шкатулла В.И.. Борисенков В.П. поддержал идею о необходимости формирования и развития образовательного законодательства как самостоятельной отрасли законодательства Российской Федерации, однако обосновал ее немного иначе: у новой отрасли должны быть образованы собственный предмет, метод правового регулирования, которые включают применение наряду с административным, гражданским, трудовым правом.
Отношения в сфере образования формируются путем учета специфики самой образовательной сферы и являются независимым видом правоотношений, которые имеют важные отличия от правовых отношений других отраслей права. Сама специфичность отношений в сфере образовательных отношений проявляется во всем их составляющих таких, как объект, субъект, содержание и т.п.
Существует явная потребность развития механизма правового регулирования образования в государстве- принятие Образовательного Кодекса Российской Федерации.
На данный момент в нашей стране общее количество нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в образовательной сфере, только на федеративном уровне превышает 500 документов. Это влечет заметные трудности в правовой регламентации деятельности образовательных организаций, органов по управлению образованием, осложняет деятельность юридических отделов и руководства учебных организаций, а так же формирует случаи для проявления юридических коллизий и неосновательных проблем людей, которые возникают при реализации ими образовательного права. Все это так же подводит к необходимости появления Кодекса об образовании.