Образовательное право представляет собой правила поведения, устанавливаемые государством для регулирования образовательных отношений.
Формы образовательного права
Форма права – это способ выражения вовне государственной воли нормы права.
Существуют следующие формы образовательного права.
Независимое от индивидуального сознания явление - группа нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере образования, называются образовательным законодательством.
Общность норм права, правил поведения, которые содержатся в этих нормативно-правовых актах, называются отраслью образовательного права. Для регулирования образовательной сферы созданы отрасли права, включающие в себя нормы разных отраслей. Нормы, которые включены в системный нормативно-правовой акт (и в комплексную отрасль), так же и остаются в своих отраслях права, например в конституционном, трудовом, гражданском, административном и других.
Совокупность правоотношений в образовательной сфере или реальные отношения людей, которые урегулированы правовыми нормами.
Представления граждан о науке образовательного права, образовательного законодательства, т.е. правосознание.
Восприятие людей справедливости в общественных отношениях в образовательной сфере.
Свобода человека в образовательной системе.
Образовательное право, как учебная дисциплина.
Естественное и неотчуждаемое право каждого на образование.
Принципы образовательного права
Образовательное право обладает признаком отрасли права, как система принципов, основополагающих положений, которые действуют в границах отрасли образовательного права.
Правовой принцип представляет собой основную идею, высказывание, руководящее положение, которое имеет обязательное значение, определяет содержание и направление правового регулирования. Например, следующие принципы: равноправия,законности, верховенства закона, гуманизма, приоритета прав и свобод личности.
Принцип отрасли права закладывает фундамент для всех без исключения правовых норм отрасли и оказывает непосредственное влияние на содержание.
Всякая правовая норма осуществляет нормативно-правовое регулирование общественных отношений через призму принципов отрасли права, учитывая их требования к статусам субъектов правоотношений, совокупности их прав, свобод и обязанностей, а так же системы наказаний (санкций).
Прежде всего, стоит упомянуть, что Конституция Российской Федерации - основной закон, содержит в себе очень важные основополагающие начала образовательного права, которые содержатся в ст. 43, рассмотрим их:
- Каждый без исключения имеет право на образование.
- Государством гарантируются общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый без исключения имеет право на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Существует комплекс принципов государственной политики в образовательном праве, которые следует разделить на группы:
- принцип гуманизма в сфере образования, главенство человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, верховенство прав и свобод человека. Воспитание патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к окружающей среде, любви к детям и родителям;
- общность культурного и образовательного пространства. Охрана национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях жизни многонационального государства;
- доступность образования, право на бесплатное образование;
- в связи с тем, что Российская Федерация является светским государством, не допускается вмешательство религиозных организаций в систему образования государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- принцип свободы и плюрализма в образовательном праве;
- общественно-демократический принцип управления образованием.
Все перечисленные принципы составляют основу Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.
Законодатель, формируя принципы государственной политики в образовательной сфере, сформировал систему мер, которые призваны обеспечивать действие принципов на стадии воплощения закона в конкретных правовых отношениях.
Система существующих норм в сфере образовательного права основана не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на конституционных правовых принципах.
Как и любая другая отрасль, образовательное право не может противоречить Конституции РФ, которая является фундаментом любого закона.
В некоторых отраслях права применяются все без исключения конституционные принципы, но в принципы конкретной отрасли права включаются лишь те, которые непосредственно относятся к предмету отрасли права.
Поэтому следует считать, что образовательное право включило в себя конституционные принципы такие, как общедоступное и бесплатное образование, которые закреплены ст. 43 Конституции РФ.
Так же можно выделить, что образовательное право так же представляется общностью из следующих принципов:
- принцип общедоступности: основное образование доступно всем и даже обязательно, прежде всего, выражается это в его бесплатности;
- принцип обязательности основного образования: основное образования является обязательным для всех граждан РФ;
- принцип бесплатности образования: представляет собой доступность бесплатного среднего общего образования, выделение бюджетных мест на конкурсной основе для среднего специального и высшего образования, финансируемых государством;
- государственная поддержка обучающихся: представляет собой стимулирование студентов за успехи в образовательном процессе, например, выплата стипендий;
- свобода и плюрализм в образовании: представляет собой многообразие образовательных учреждений, выбор профиля образования, возможность выбирать программы обучения, его формы;
- светская структура образования: представляет собой запрет пропаганды религии в государственных образовательных организациях, в частных школах такое ограничение отсутствует.