Элементы закона о налоге
Прямые правовые обязанности субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков) складываются и реализуются исключительно с учетом и на основании налогового законодательства, совокупных деталей закона о налоге. Таким образом, вполне можно выделить наиболее важные и менее значимые составляющие закона о налоге.
Существенными деталями закона о налоге считаются те составляющие, без которых выполнение налогового взноса не может считаться действительным. К таким элементам относятся:
- налогоплательщик как субъект налоговых отношений;
- объект налога;
- предмет налога;
- объем налога;
- способ учета налоговой базы;
- налоговый период;
- единица налогообложения;
- налоговая ставка и способ налогообложения;
- порядок исчисления налога;
- отчетный период и сроки уплаты налога;
- методы и порядок уплаты налога.
Ко второй группе, менее значимых элементов закона о налоге, относятся те, отсутствие которых не оказывает большое влияние на степень определенности налогового обещания, впрочем, весьма сокращает гарантии соответствующего выполнения этого обещания. Среди этих элементов следующие:
- порядок удержания и возврата ошибочно удержанных сумм налога;
- ответственность за нарушения налогового законодательства;
- налоговые льготы.
В согласовании с законом «Об основах налоговой системы в РФ» перечисленные элементы должны быть прописаны в каждом конкретном законе о налоге.
Источники налогового права
Уполномоченные органы фиксируют налогово-правовые нормы в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Они Эти источники представляют собой официально признаваемые государством юридические формы в сфере налогового права. Именно при помощи источников права государственная воля распространяется на общественные массы, приобретает материальное выражение путем отражения в различных нормативно-правовых актах.
Все источники налогового права в целом составляют многоуровневую, иерархическую систему, которая включает в себя три составляющих:
- нормативно-правовые акты,
- международные договоры,
- судебные прецеденты.
Налоговое законодательство действует в соответствии с главным законом страны – Конституцией РФ, принятой в 1993 году. Она имеет базовые положения, которые регулируют основы налоговой системы России. Так, например, Конституция закрепляет в роли конституционной обязанности уплату каждым гражданином РФ установленных налогов и сборов. При этом указывается, что законы, устанавливающие новые налоги или же ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Конституция РФ разделяет и налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления, имеет актуальные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Она не просто строит фундамент конституционного строя государства, но и позволяет создать правовые начала для последующей налогово-правовой регулировки.
Однако ключевым источником налогового законодательства Конституцию считать не стоит, поскольку это многоцелевой, межотраслевой нормативный акт, имеющий конституционные нормы, которые уже в последующем конкретизируются иными секторами экономики права. Налоговое законодательство не относится к исключительному ведению РФ и в связи с этим выделяются три отдельных уровня правовой регулировки:
- федеральный,
- региональный,
- местный.
Рисунок 1.
Каждый из этих уровней имеет личную структуру, закрепленную нормативно. Так, законодательство России о налогах и сборах состоит, прежде всего, из Налогового кодекса РФ и принятых согласно с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательные акты других секторов экономики права, имеющие налогово-правовые нормы, к законодательству о налогах и сборах не относятся.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит непосредственно из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых согласно с Налоговым кодексом Российской Федерации . Здесь следует отметить, что сегодня все нормативные решения субъектов РФ в области налогообложения обязаны приниматься только лишь в форме закона.
Нормативные правовые акты городских образований о местных налогах и сборах включают в себя решения и другие акты представительных органов местного самоуправления, опять же принимаемые согласно с Налоговым кодексом РФ.
Рисунок 2.
Информация о принимаемых нормативно-правовых актах и законах в сфере налогового права направляется органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ в Министерство финансов РФ и региональные налоговые и финансовые органы.
К иным актам налогового законодательства относятся федеральные законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие в России до принятия Налогового Кодекса и напрямик не признанные законодателем утратившими силу.
В числе органов государственной власти, уполномоченных совершать функции по нормативно-правововой регулировке в области налогов и сборов, утверждены следующие:
- Правительство РФ,
- Министерство финансов,
- органы исполнительной власти субъектов РФ,
- исполнительные органы местного самоуправления.
Они могут издавать в пределах своей зоны ответственности нормативно-правовые акты, предусмотренные налоговым законодательством, по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
При издании нормативных актов, связанных с налогообложением, уполномоченные государственные органы обязаны ориентироваться на два неотъемлемых условия:
- возможность этого нормотворчества должна быть напрямик учтена актом налогового законодательства;
- нормативные акты органов исполнительной власти не должны изменять или же дополнять налоговое законодательство.